Понятие конкуренции и конкурентоспособности
В основе современных экономических отношений лежит понятие конкуренции. Ею принято называть процесс взаимодействия субъектов рынка в форме соперничества за лучшие условия ведения экономической деятельности, которые предопределяют их успех (неудачу) на рынке. Способность субъектов рынка (в частности, предприятий) конкурировать с другими субъектами и выигрывать у них конкурентную борьбу называется конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность конкретного экономического субъекта определяется в результате действия набора факторов как внутренней, так и внешней среды. Долгосрочное и устойчивое развитие предприятия, в первую очередь, обеспечивается внутренними факторами, основными из которых являются:
- организационная структура предприятия, которая создаёт условия для планомерного осуществления предприятием своей деятельности и для его своевременной и соответствующей реакции на изменения во внешней среде;
- технические средства и технологические ресурсы, используемые в производственном процессе и оказывающие влияние на величину себестоимости товаров;
- маркетинговая деятельность предприятия, заключающаяся в исследовании рынка (конкурентов, партнеров и потребителей) и формировании спроса на собственную продукцию;
- финансовые ресурсы, обеспечивающие производство основными средствами и оборотными ресурсами и своевременное исполнение обязательств с контрагентами (поставщиками, работниками и т.д.);
- информационное обеспечение системы управления предприятием;
- стратегическое планирование деятельности предприятия, направленной на достижение поставленных целей и решение стоящих задач;
- персонал (работники) предприятия, выполняющий производственные или управленческие операции (считается определяющим фактором конкурентоспособности предприятия).
Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия представляет собой способность предприятия удерживать или увеличивать свою долю на рынке товаров и услуг. В соответствии с этим понятием критерием конкурентоспособности предприятия признается динамика его доли рынка. В настоящее время очень остро стоит проблема оценки конкурентоспособности предприятий. Этим обусловлено разнообразие опубликованных в научной литературе подходов к оценке конкурентоспособности. Так, выделяют подходы, которые базируются:
- на стоимости факторов производства;
- на эффективности производственно-сбытовой деятельности;
- на объёме формируемых и используемых резервов;
- на эффективности использования потенциала предприятия;
- на повышении качества производимой продукции.
Согласно одному из подходов, конкурентоспособность предприятия может быть определена на основе динамики её интегрального показателя, который учитывает изменение доли продаж каждого товара предприятия на рынке и изменение их доли в объеме продаж предприятия. Определив эти два показателя и переумножив их друг на друга, можно определить интегральный показатель конкретного товара. Сумма всех интегральных показателей товаров, производимых предприятием, и представляет собой искомый интегральный показатель конкурентоспособности предприятия.
Другой метод определения конкурентоспособности предприятия, который также базируется на оценке их товара (услуги), заключается в соотношении двух характеристик – качества и цены продукции. В этом случае конкурентоспособность товара (следовательно, и предприятия) повышается в случае увеличения разрыва между качеством и ценой товара.
Анализ конкурентоспособности предприятия может также проводится с учетом жизненного цикла товара (услуги). В этом случае аналитик строит матрицу (по принципу системы координат). По горизонтали откладываются темпы роста (снижения) количества продаж, а по вертикали — относительная доля товара (услуги) на рынке. Высокой конкурентоспособности предприятия соответствует ситуация, когда оно на быстро растущем рынке занимает значительную долю.
Особую популярность в последнее время среди современных маркетинговых исследований получил метод вычисления расстояний. Выбирается в качестве идеального какое-то одно предприятие, с показателями которого сравниваются аналогичные показатели других предприятий. Это позволяет получить относительную оценку конкурентоспособности предприятий, которые затем можно проранжировать.
Многие подходы предлагают для определения конкурентоспособности предприятия использовать показатель их доли на рынке. Однако его зачастую трудно определить. Поэтому аналитики вместо доли на рынке могут обращаться к показателям рентабельности производства в сравнении со среднеотраслевой рентабельностью. Рентабельность определяется как отношение прибыли к какому-либо объекту – оборотным активам, основным средствам, затратам и т.д.
Таким образом, на данный момент достаточно подробно разработаны теоретические основы определения конкурентоспособности предприятий. Однако какого-то одного единого подхода в данной сфере практической деятельности субъектов современной экономике нет. Это вызывает разные трактовки конкурентоспособности предприятия, что зависит от применяемой методики. А это, в свою очередь, может привести к принятию менеджерами неправильных решений, что ухудшит экономическую ситуацию на предприятии.