Понятие и особенности социального маркетинга
Относительно новым и перспективным направлением, которое позволяет расширить перечень проблем, решаемых посредством использования маркетингового подхода для обеспечения сбалансированного и устойчивого развития.
В настоящее время компании стараются участвовать в общественной жизни, решать социальные проблемы в целях повышения своего имиджа и укрепления позиций на рынке. Они не просто производят продукт, а об удовлетворении потребностей и запросах своих клиентах.
Социальный маркетинг тесно связан с необходимостью формирования долгосрочных и взаимовыгодных отношений между бизнесом и потребителями.
Социальный маркетинг- это деятельность компании, которая приносит пользу обществу и не сулит получение дохода.
Сфера применения социального маркетинга:
- образование;
- здравоохранение;
- политика;
- наука;
- оборона и безопасность;
- религия;
- искусство и культура;
- спорт;
- государственное управление;
- благотворительность и др.
Ключевая цель социального маркетинга – это участие в процессе улучшения жизни каждого человека и общества в целом.
Организации решают следующие социально-общественные проблемы:
- защита окружающей среды;
- помощь нуждающимся гражданам;
- помощь детям (сироты, с различными заболеваниями);
- проекты в сфере здравоохранения и образования;
- помощь людям, оказавшимся в трудных ситуациях.
Особую роль социальный маркетинг играет для производителей продукции, которые может нанести вред окружающей среде, а также жизни и здоровью граждан. Задачи социального маркетинга:
- исследование целевой аудитории;
- формирование лояльности потребителей;
- формирование положительного влияния на условия жизни целевой аудитории или всего общества;
- укрепление бренда в глазах и сознании потребителей;
- работа над качеством продукции или услуги.
Общество испытывает большое количество проблем, но и существует множество вариантов их решения. Для этого организуются различные социальные мероприятия, главным условием которых является отсутствие материальной выгоды всех участников.
Основной результат социального маркетинга – это положительная репутация компании и благоприятное отношение общества.
Основные технологии социального маркетинга: фандрайзинг
Для открытия бизнеса, разработки инновационных проектов и для осуществления благотворительных мероприятий компании нуждаются в оборотных и привлеченных средствах.
Деятельность по привлечению материальных и нематериальных ресурсов со стороны: от населения, органов государственной власти, бизнеса, называется фандрайзингом.
Данные ресурсы привлекаются благодаря проведению массовых акций, конкурсов, волонтерства, членских взносов, сбора пожертвований, получения кредитов или партнерства.
Виды фандрайзинга:
- внутренний;
- внешний;
- проектный;
- оперативный;
- маркетинговый.
- научный;
- финансовый;
Внутренний фандрайзинг заключается в поиске новых ресурсов и спонсоров, которым занимаются сотрудники предприятия. Внешний фандрайзинг – это привлечение сторонних профессиональных фандрайзеров или консультантов.
При проектном фандрайзинге предполагается сбор средств на выполнение определенных проектов. При оперативном виде фандрайзинга средства используются для текущей работы компании.
Маркетинговый фандрайзинг подразумевает сбор и изучение мнений специалистов о методике осуществления маркетинговой деятельности и маркетинговое консультирование.
Научный фандрайзинг заключается в научном проектировании, написании заявок на конкурсы, организаторами которых являются научные и благотворительные организации для привлечения материальных и нематериальных ресурсов для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и других мероприятий.
Финансовый фандрайзинг – это процедура поиска и сбора финансовых средств для эффективной деятельности компании.
Выделяют ряд правил успешного фандрайзинга:
- некоммерческий характер деятельности (заработок отсутствует, он противозаконен);
- большим людям — большие задачи;
- оценка спонсоров, определение, у кого сколько просить.
- проведение презентации;
- регулярный характер поиска и сбора денег;
- обязательно принимать и небольшие суммы пожертвований;
- соблюдение этических норм, хороший тон (обязательна благодарность).
Спонсорство и благотворительность как технологии социального маркетинга
Спонсорство, как и благотворительность являются важными источниками помощи нуждающимся и финансирования сферы здравоохранения, образования и культуры.
Спонсорство – это форма продвижения интересов компании через поддержку активных представителей общества.
Спонсоры привлекаются под конкретные программы, проекты для получения запланированного рекламного эффекта. По сути денежные средства вкладываются в рекламу компании-спонсора.
Это добровольная, материальная и другая помощь частными лицами или организациями других лиц и особенно мероприятий для рекламы своего имени или бренда.
Основные цели спонсорства:
- создание положительного имиджа организации и ее руководства в глазах социума;
- формирование доверительных отношений с заинтересованными сторонами;
- обеспечение благоприятных отношений внутри компании, между сотрудниками, персоналом и высшим менеджментом;
- обеспечение взаимодействия с властью и СМИ;
- формирование благоприятного общественного мнения о работе компании на рынке.
Под благотворительностью понимают оказание безвозмездной материальной помощи, нуждающийся частным лицам и организациям (некоммерческим учреждениям).
В рамках российских законов существует отличие благотворительности от спонсорства, так как основным и обязательным условием спонсорства является упоминание об определенном лице, который предоставляется денежные средства на конкретные цели.
Благотворительность – это инструмент, благодаря которому общество удовлетворяет свои основные социальные и общественные потребности.