Стратегическая матрица в маркетинге - это модель, помогающая фирме выбрать определенную стратегию в зависимости от конкретной конъюнктуры на рынке и собственных ресурсов или прочих факторов.
В основе построение подобных матриц - два признака (фактора), которые расположены в системе вертикальных и горизонтальных координат пространства, выражающие качественные или количественные характеристики неких параметров рынка. Пересечение их формирует поле (квадрант, стратегический сектор), который отражает рыночную позицию компании. Обычно матрицы называют двойным именем: по сути и по фамилии автора (названию фирмы).
Модель Ансоффа (Продукт – рынок)
Предназначение данной модели - генерация стратегии в условиях роста рынка. Исходным пунктом является разность между планируемым и реальным развитием фирмы. Эта матрица предполагает следующие квадранты:
- Обработка рынка, которая предполагает усиление маркетинговых мероприятий в части существующего ассортимента на имеющемся рынке для наращивания рыночной доли компании.
- Развитие рынка, которое подразумевает активное освоение нового рынка с использованием старого продукта, основной целью при этом должна стать экспансия.
- Развитие продукта, когда фирмы продает новые продукты на старом рынке, пытаясь увеличивать собственную рыночную силу и закрепить свое влияние на клиентов.
- Диверсификация – характерна для фирм, переходящих в новую для себя сферу деятельности для снижения рисков старого рынка.
Матрица Доля рынка – рост рынка (модель Бостон Консалтинг Групп (БКГ))
В основе данной матрицы - концепция жизненного цикла и концепция кривой опыта, обосновывающая продуктовый портфель для крупных фирм. Разные товары характеризуются различными рыночными шансами и риском.
Теоретическую базу моделей портфельного анализа составляют:
- Кривая опыта: рост объемов производства и опыта приводит к снижению затрат ресурсов на единицу выпускаемой продукции.
- Концепция жизненного цикла товара: создание успешных марок зачастую связано со значительными инвестициями и ресурсами. Для удачных марок характерен высокий уровень сбыта без значимых затрат. Этот период характеризуется для товара значительными доходами и высвобождением финансовых ресурсов.
- ПИМС-проект –анализ того, как различные факторы влияют на рентабельность компании и реакции рентабельности на изменение ситуации на рынке.
Матрица БКГ предполагает наличие товаров таких категорий, как звезда, дойные коровы, трудный ребенок и собака.
Матрица АДЛ
Данную матрицу можно охарактеризовать довольно сложной схемой. В отличие от матрицы БКГ в нее введены дополнительные переменные, зрелость сектора и конкурентное положение. Это позволило проводить маркетинговый анализ с учетом фактора времени и соответствующей стадии жизненного цикла товаров. Для определения конкурентного положения применяются такие показатели, как рыночная доля и факторы конкурентоспособности.
Матрица Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции (Модель Мак-Кинзи и General Electric ( GE ))
В данной матрице для анализа привлекательности отрасли предполагается использование специального индекса, который определяется с учетом размера рынка, темпов его роста, коэффициента прибыльности в ней, уровня конкуренции, сезонных и циклических факторов, отраслевой структуры издержек.
Для оценки устойчивости бизнеса также используется специальный индекс, отражающий относительную рыночную долю компании, степень конкурентоспособности цены, качество продукта, знание рынка и покупателей, уровень эффективности сбыта и плюсы месторасположения.