Макросреда (среда косвенного воздействия) маркетинга – совокупность факторов, которые оказывают влияние на микросреду маркетинга.
В отличие от микросреды, макросреда маркетинга компании не находится под ее влиянием, то есть не контролируется организацией.
Функционирование маркетинговой системы любой организации происходит в макросреде, для которой характерно постоянное изменение факторов или их характеристик. Выделяют следующие факторы макросреды маркетинга:
- Демографические факторы
- Экономические факторы
- Природные факторы
- Социально-культурные факторы
- Политико-правовые факторы
- Научно-технические факторы
Демографические факторы
Демографические факторы макросреды представляют интерес с точки зрения маркетинговой деятельности организации, так как маркетинг работает с рынками, которые состоят из людей, а демографические характеристики населения часто оказывают прямое влияние на характер потребления.
Примеры демографических факторов макросреды маркетинга:
- Численность и темпы роста населения
- Территориальное размещение
- Плотность населения
- Миграционные потоки и тенденции
- Возрастная структура населения
- Этническая и религиозная структура населения
Экономические факторы
Экономические факторы макросреды оказывают влияние на покупательную способность населения, что является крайне важным при выборе целевого сегмента и разработке комплекса маркетинговых мероприятий.
Покупательная способность – экономический показатель, который показывает сколько продукции среднестатистический потребитель может приобрести на определенную сумму денег при текущем уровне цен.
Примеры экономических факторов макросреды маркетинга:
- Покупательная способность населения
- Структура потребления
- Уровень инфляции
- Состояние финансовой системы
- Уровень безработицы
- Характер распределения доходов
Природные факторы
Природные факторы макросреды выражают свое влияние через изменения в окружающей среде организации и сказываются на производимых организацией продуктах. Деятельность предприятий издавна зависит от существующих природных условий, и влияние этого фактора не уменьшилось несмотря на развитие научно-технического прогресса. Долгом каждой организации перед обществом является контроль своей деятельности с точки зрения загрязнения окружающей среды и истощения невозобновляемых природных ресурсов.
Примеры природных факторов макросреды маркетинга:
- Наличие источников сырья и энергетических ресурсов
- Состояние окружающей среды
Социально-культурные факторы
Социально-культурные факторы макросреды маркетинга оказывают влияние на маркетинговую деятельность организаций через формирование характеристик потребителей, которые компаниям необходимо учитывать в своей деятельности. Иногда незнание особенностей культуры какой-либо страны может привести к нелепым провалам в маркетинговых ходах компании, связанным с отсутствием учета основных культурных ценностей потребителей.
Примеры социально-культурных факторов макросреды маркетинга:
- Традиции и культурные ценности потребителей
- Нравственная атмосфера в обществе
- Моральные нормы в обществе
Политико-правовые факторы
Политико-правовые факторы макросреды маркетинга – это различные нормативные документы и требования общественности, влияние которых на организацию чаще всего выражается в ограничении свободы действий. В основе законодательства, регулирующего маркетинговую деятельность в Российской Федерации, лежит Конституция РФ и Гражданский Кодекс. Наиболее значимой причиной государственного регулирования является необходимость защиты прав потребителей, а также охрана окружающей среды и защита конкуренции.
Примеры политико-правовых факторов макросреды маркетинга:
- Общая политическая ситуация в стране
- Государственная экономическая и социальная политика
- Влияние общественности на решения государственных органов
Научно-технические факторы
Научно-технические факторы макросреды часто играют решающую роль в деятельности организации в современном мире. Научно-технический прогресс является ключевым фактором экономического роста компаний, ведь именно он позволяет удовлетворять постоянно изменяющиеся запросы потребителей, а также сокращать затраты ресурсов на производство продукции.
Примеры научно-технических факторов макросреды маркетинга:
- Темпы технологических изменений в отрасли
- Направление и динамика вложений в НИОКР
- Инновационный потенциал компании