Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Маркетинг в культуре

Направления, функции и задачи маркетинга культурной организации

Маркетинг в культуре имеет свою специфику в силу особенностей рынка в данной сфере деятельности. Он отличается особым подходом к традиционным категориям маркетинговой деятельности, определяя тем самым содержание своих функций.

Замечание 1

Маркетинг – это один из основных инструментов управления в организациях культуры. Он позволяет решать различные задачи: социальные, культурно-просветительские, научно-исследовательские, благотворительные, привлекая для этого общественность и государство.

Приоритетной целью сферы культуры является удовлетворение эстетических и художественных потребностей, не носящих коммерческий характер. Предприятия культуры прямо или косвенно формируют условия для творчества и осуществляют реализацию его результатов. Целевая аудитория выберет те культурные ценности или услуги, которые можно получить, посмотреть или купить, внеся за это определенную плату культурным учреждениям.

Особенностью маркетинга в сфере культуры является сочетание трех направлений:

  • привлечение потенциальных потребителей;
  • управление взаимоотношениями с покровителями (спонсорами);
  • создание репутации и системы внутреннего менеджмента организации культуры.

Эти направления работают последовательно – по спирали, переходя с каждым витком на более высокий уровень своего развития. В зависимости от получаемых результатов эта схема называется: спираль успеха или спираль неудачи.

Схема развития направлений маркетинга в сфере культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Схема развития направлений маркетинга в сфере культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выделяют три группы задач маркетинга в сфере культуры:

  • аналитико-оценочные задачи (изучение рынка культурных услуг, оценка перспектив и направлений развития);
  • стратегические задачи (разработка стратегии реализации основных и дополнительных услуг);
  • тактические задачи (непосредственно сбыт культурных услуг).
«Маркетинг в культуре» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функции маркетинга – это основные виды маркетинговой деятельности учреждений культуры:

  1. исследование спроса (реального и потенциального) на оказываемые услуги;
  2. поиск и разработка новых видов услуг для удовлетворения спроса;
  3. планирование сервиса с учетом потребительского спроса;
  4. координация и регулирование работы подразделений обслуживания населения;
  5. реализация услуг благодаря масштабной рекламе;
  6. управление структурными службами и отдельными должностными лицами, реализующих услуги (включая техническое и методическое обслуживание всего процесса производства и сбыта);
  7. финансирование мероприятий продвижения услуг;
  8. оценка результатов маркетинговой деятельности относительно результата работы организации культуры.

Маркетинговая среда учреждения культуры

Замечание 2

Ключевым моментом процесса управления является изучение и оценка маркетинговой среды культурной организации. Маркетинговая среда состоит из факторов макро- и микроуровня, которые оказывают воздействие на деятельность учреждения.

Макросреда включает следующие факторы:

  • экономические;
  • политические;
  • социокультурные;
  • демографические;
  • научно-технические.

Факторы макросреды не поддаются контролю со стороны организации и должны приниматься такими, какими они есть. Сфера культуры отличается устойчивыми связями со своей макросредой. Такие связи оказывают непосредственное влияние на формирование личности в человеке, культурного развития нации и итоге воздействуют на отношение населения к культуре.

Важное значение имеет и микросреда. В отличие от макросреды, факторы микросреды поддаются контролю со стороны учреждения культуры. Она разделяется на внутреннюю и внешнюю среду.

Внешняя среда маркетинга – это окружающая среда, где организация действует со своими маркетинговыми мероприятиями. В состав внешней среды входят:

  1. потенциальные посетители;
  2. покровители;
  3. спонсоры;
  4. волонтеры;
  5. попечители;
  6. партнеры;
  7. конкуренты;
  8. общественность в лице СМИ.

Последние формируют мнение о работе культурного учреждения и о культуре вообще.

Внутренняя среда маркетинга – это лица и силы, которые осуществляют маркетинговую деятельность внутри культурной организации. Некоторые учреждения имеет структурные подразделения маркетинга, которые разрабатывают и реализовывают маркетинговые программы, работают со спонсорами, взаимодействуют со средствами массовой информации и т.д.

Особенности комплекса маркетинга в сфере культуры

Комплекс маркетинга культурной организации включает те же элементы, что маркетинг-микс коммерческой компании:

  • продукт или услуга;
  • цена;
  • распределение;
  • продвижение.

Продукт учреждения сферы культуры может быть основным и дополнительным. Основной продукт предназначен для достижения основных целей учреждения. Дополнительный продукт выполняет второстепенные цели (услуги фотомастерских, кафе, книжных магазинов и т.д.).

Продукт в сфере культуре подразделяется также на первичный и вторичный. Первый предлагается посетителю в оригинале. Это театральное шоу, спектакль, картина и т.д. Второй вид – это копия первичного продукта, который представляет собой видео – или аудиозапись, репродукции и т.д.).

Ценовая политика имеет свои особенности. Расходы учреждений культуры обычно превышают доходы, а стоимость услуг отстают от среднерыночных цен. Большое влияние на ценообразование оказывает естественная монополия на рынке услуг сферы культуры. Отсутствие жесткой конкуренции дает свободу культурным организациям в политике установления цен.

Уровень цен формируется в зависимости от:

  1. социальной категории посетителя (студент, школьник, пенсионер, дети до определенного возраста, многодетные семьи, инвалиды);
  2. времени посещения учреждения культуры;
  3. популярности учреждения;
  4. уникальности мероприятий (спектаклей, выставок, концертов).

Что касается каналов распределения, то выделяют:

  • собственные каналы (билетные кассы, свои распространители билетов, сувенирные магазины, экскурсионные отделы);
  • независимые каналы (театральные кассы, туристические и экскурсионные бюро).
Замечание 3

Огромное значение играет система продвижения в сфере культуры, которая ускоряет процесс реализации, повышает осведомленность посетителей о происходящих культурных мероприятиях, привлекает новых и удерживает существующих потребителей. Основными средствами продвижения являются реклама, связи с общественностью, личные продажи и стимулирование сбыта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 12.09.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot