Понятие и роль социального маркетинга
Современным и перспективным направлением в сфере маркетинга является социальный маркетинг. Он позволяет расширить перечень проблем, которые можно решить также с посредством маркетинговых подходов в целях устойчивого развития общества.
В настоящее время бизнес приобщается к решению общественных и социальных проблем. Для повышения собственного имиджа и укрепления позиций на рынке компании интересуются проблемами социума, не просто создают продукт для него, а стремятся максимально удовлетворить потребности потребителей.
Появление социального маркетинга связано с необходимостью формирования долгосрочных и взаимовыгодных отношений между предпринимателями и потребителями.
Понятие социального маркетинга стали применять в начале 70-х годов прошлого века. Это была попытка внедрить принципы маркетинга и его инструментарий в процесс решения социальных задач и реализации различных идей.
Социальный маркетинг- это деятельность предприятия, которая приносит пользу обществу и не обещает получение дохода.
Как правило, социальный маркетинг – это часть глобальной стратегии бренда. В рамках социальной работы организации осуществляются различные акции и мероприятия. Они должны пересекаться с основной сферой деятельности бренда или сопоставляется с его философией.
Потребность в применении социального маркетинга в бизнесе связана с:
- желанием контролировать социальные процессы непрямыми методами;
- применением иных средств платежа (не денежных): оказание помощи, кредит доверия и т.д.;
- развитием неприбыльной сферы, которая будет привлекать ресурсы для продвижения социальных проектов и программ.
Социальный маркетинг является эффективным бизнес-инструментом. Он способствует улучшению имиджа компании, формированию бренда организации «с человеческим лицом». Помощь нуждающимся – это одна сторона медали, а применение социальных проектов как PR-инструмент – это другая. В обоих случаях компании не преследуют цель получить мгновенную прибыль. Это длительная работа по установлению благоприятных взаимоотношений.
Основные цели и задачи социального маркетинга
Область применения социального маркетинга достаточно широкая:
- здравоохранение;
- образование;
- наука;
- религия;
- политика;
- искусство и культура;
- спорт;
- государственное управление;
- оборона и безопасность;
- благотворительность и др.
Социальный маркетинг нацелен на совершенствование и развитие данных сфер человеческой деятельности.
Главной целью социального маркетинга является содействие улучшению жизни каждого человека и общества в целом.
Также социальный маркетинг преследует более конкретные цели:
- достижение понимания человеком социальных процессов и явлений обычной жизни (знание о пользе правильного питания, вреде курения и алкоголя и т.д.), побуждение к разовым действиям (акции массового прививания граждан от гриппа и т.п.);
- стремление к изменению привычек (обязательное использование детского удерживающего устройства для перевозки детей);
- изменение стереотипов и неправильных убеждений (труд инвалидов может быть высокоэффективным).
Непосредственно для компаний ключевыми целями социального маркетинга считаются: создание привлекательного образа в глазах потребителей и общества, а также формирование лояльности. Чтобы достичь поставленные цели, организация выбирает социальную проблему и разрабатывает проект ее решения. В качестве помощи компании могут открыть целевой благотворительный фонд или работать в сотрудничестве с существующими фондами.
Предприятия занимаются решением следующих социальных проблем:
- экология и защита окружающей среды;
- помощь малоимущим гражданам;
- идеи и начинания в сфере здравоохранения;
- начинания в сфере образования;
- помощь детям;
- помощь людям, оказавшимся в трудных ситуациях;
- равноправие среди всех социальных слоев населения.
Большое значение социальный маркетинг имеет для производителей фастфуда, табачной, алкогольной и фармацевтической продукции. Также его активно применяют все корпорации, которых обвиняли в нанесении вреда окружающей среде, нарушении трудового законодательства (использование труда детей), личных прав граждан и разных свобод. Социальная маркетинговая деятельность компании направлена на решение ряда задач:
- изучение и оценка целевой аудитории;
- формирование приверженности потребителей;
- укрепление бренда в глазах и сознании потребителей;
- работа над качеством товара/услуги;
- создание положительного влияния на условия жизни целевой аудитории или всего социума.
Социально-общественных проблем очень много, как и вариантов их решения. Главное условие социальных мероприятий – отсутствие материальной выгоды всех участников. Результатом социального маркетинга является положительный имидж и лояльное отношение общества.
Практика применения социального маркетинга
Удачных и не очень положительных примеров использования социального маркетинга в деятельности компаний предостаточно.
С самого начала своего развития компания Макдоналдс активно участвует в социальной жизни населения. Основное направление – это помощь сиротам. Корпорация организует благотворительные акции и все вырученные средства пересылает соответствующим организациям (детски дома, больницы или фонды).
Российская торговая сеть Эльдорадо, занимающая розничной продажей электроники и бытовой техники, запустила федеральную акцию – Утилизация. Ее суть состояла в том, чтобы покупатели обменивали старую технику на новую. Задача компании – привлечь новых потребителей и реализовать залежавшийся и не пользующийся большим спросом товар. Таким образом Эльдорадо призывало людей избавляться от старой техники, при этом самостоятельно везти холодильник или стиральную машину в магазин не нужно было. Компания предоставляла услуги самовывоза. Главным недостатком такой программы было требование обязательной покупки нового товара взамен на старый.
Мировой бренд Кока-Кола тоже задействован во многих социальных проектах. Когда в СМИ появилась информация об опасных для здоровья ингредиентов этого напитка, компания откорректировала рецептуру, а также солидные суммы выделила на благотворительность.
Социальный маркетинг очень важен для развития и продвижения крупных корпораций. Компании, которые стремятся к деятельности на глобальном рынке, должна применять социальный отклик для роста лояльности своей клиентуры.