Сущность и специфика рекламной деятельности в спорте
Рекламная деятельность в спорте – это деятельность спортивных и иных, тесно связанных с ними организаций, направленная на распространение адресованной неопределенному кругу лиц информации, направленной на привлечение внимания в объекту спортивной рекламы, формирование либо поддержание интереса к нему, а также его рыночное продвижение.
Развитие общества на современном этапе характеризуется устойчивой тенденцией роста значимости социально-культурной роли спорта не только как феномена культуры и сферы человеческой деятельности, но и как социального института. Интерес к спорту в различных его проявлениях растет. При этом активно развивается деятельность спортивных организаций и сообществ, неотъемлемым элементом которой выступает маркетинг.
Одной из важнейших составляющих маркетинга физкультурно-спортивных организаций выступает реклама и деятельность, связанная с ее разработкой, планированием и реализацией, т.е. рекламная деятельность. Ее основным предназначением выступает донесение до целевой аудитории определенной информации, которая, кстати сказать, может преследовать различные цели. В большинстве случаев реклама в сфере спорта направлена на пропаганду здорового образа жизни, вовлечение граждан в занятия спортом, информирование населения о проводимых или планируемых к проведению спортивных мероприятиях, а также продуктах и услугах спортивных и связанных с ними организаций. Результатом рекламной деятельности в сфере спорта выступает рекламный продукт, который видит потребитель.
Как показывает практика, спортивные организации сегодня зарабатывают довольно большие средства на рекламе товаров и услуг по заказу коммерческих организаций. Некоторые компании, специализирующиеся на производстве спортивных товаров или оказании физкультурно-оздоровительных услуг, затрачивают на рекламу физкультуры и спорта до четверти своей прибыли.
Реализация рекламной деятельности выступает необходимым условием успешного ведения коммерческой деятельности спортивных организаций. Как правило, она включает в себя деятельность по производству, продвижению и исследованию рекламного продукта в целях стимулирования потребительской деятельности, создания определенного имиджа и общественного мнения.
Основные направления рекламной деятельности в сфере спорта
Эксперты выделяют два базовых направления рекламной деятельности в сфере спорта (рисунок 1). Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1. Основные векторы рекламной деятельности в сфере спорта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реклама для спорта обычно используется в том случае, когда требуется решить задачи, связанные непосредственно с целями деятельности организаций спортивной сферы, в том числе коммерческих. По сути это суда относится реклама какого-либо спортивного продукта или услуги, спортивного зрелища или события, реклама технологий (например, технологий производства спортивной экипировки), а также имидж-реклама спортивной организации и реклама спортивного бренда.
Что касается второго направления, то спорт в данном случае выступает скорее в роли посредника проникновения рекламы, которая по своему содержанию в массовом сознании различных демографических слоев населения напрямую не связана со спортом. Так, например, речь может идти об использовании площадей стадионов, дворцов спорта, спортивных залов, а также экипировки и одежды спортсменов. Все это может быть использовано для продвижения каких-либо товаров и услуг, не имеющих к спорту прямого отношения. Подобным образом могут рекламироваться и продвигаться страховые и банковские услуги, транспортные услуги, услуги медицинских и лечебно-профилактических центров, ресторанов, электроника, компьютеры, видео- и аудиотехника и пр.
Цели, задачи и функции спортивной рекламы
Итак, спортивная реклама есть ни что иное, как реклама в сфере спорта. В общем смысле она представляет собой информацию, распространяемую в любых формах, любыми способами и с использованием любых средств, которая, будучи предназначена для неопределенного круга лиц, нацелена на привлечение и удержания внимания на тех или иных аспектах спортивной деятельности, продуктов и услуг с ней связанных.
По своему содержанию спортивная реклама может быть информационной или убеждающей. Так или иначе, ее основной целью выступает, прежде всего, привлечение внимания целевых аудиторий к объекту рекламы.
Основными субъектами спортивной рекламы выступают:
- рекламодатели;
- рекламопроизводители;
- рекламораспространители;
- потребители рекламы.
Каждый из них играет свою роль. Рекламодатели определяют объект рекламирования и содержание рекламы. Рекламопроизводители полностью или частично приводят рекламную информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространители обеспечивают распространение рекламы. К числу потребителей относят непосредственно тех лиц, на привлечение внимания которых направлена спортивная реклама.
По формам различают информативную, конкурирующую и навязывающую спортивную рекламу.
Так или иначе, спортивная реклама выполняет множество функций, связанных с идентификацией спортивных товаров, услуг, их производителей, их продвижением, информированием, а самое главное – формированием спроса.
Основные средства распространения и носители рекламы в сфере спорта
На сегодняшний день инструментарий спортивной рекламы весьма широк. К числу основных и наиболее распространенных способов и средств распространения рекламы в спорте относят:
- радиорекламу и телевизионную рекламу, т.е. рекламу в радио- и теле- эфирах;
- кинорекламу (рекламные видео- и кинофильмы);
- рекламу в прессе (журналах, газетах, бюллетенях и иных периодических изданиях, которые читают потенциальные потребители);
- рекламу в сети Интернет (прежде всего, речь идет об использовании Интернет-ресурсов спортивных организаций);
- печатную рекламу, включая организацию фотостендов и фотовитрин;
- почтовую рекламу;
- рекламу на объекта спорта;
- иную наружную рекламу.
Каждый рекламный носитель имеет свои особенности. Их выбор определяется целями и задачами рекламы, спецификой объекта рекламирования и рекламным бюджетом.