Сущность технологий в маркетинге и их эволюция
Маркетинговые технологии – это совокупность методов организации и рыночного продвижения фирмы и ее товаров (услуг), нацеленных на обеспечение рыночного успеха бизнеса.
В маркетинге под технологиями чаще все принято понимать некие способы коммуникации с рынком и его представителями, которые используются или могут быть использованы фирмой в целях обеспечения успешности ее деятельности. Иначе говоря, это определенные методы воздействия на потребителей. Также под ними понимают целостное множество приемов, стадий, операций и действий, которые необходимы для реализации маркетинговых решений. Чаще всего их целью выступает повышение спроса на товары и услуги компании.
Маркетинговые технологии считаются неотъемлемыми компонентами общей системы маркетинга и одним из важнейших инструментов воздействия на потребителей. Они требуют своего планирования, разработки, организации, контроля и оценки. Именно эти процессы и являются залогом обеспечения успешности из развития и правильного использования.
Основным сущностным предназначением технологий в маркетинге выступает их содействие в реализации товарной продукции фирмы. Их правильное использование и постоянное развития обеспечивают эффективность товарооборота, укрепление рынка и стабилизацию экономики.
Основополагающей и конечной целью использования технологий маркетинга считается повышение конкурентоспособности компании и ее продукции (товаров и услуг, представляемых на рынке).
На протяжении последнего столетия технологии, используемые в маркетинге, активно развивались, совершенствовались и улучшались. Не останавливается этот процесс и сегодня.
На протяжении ХХ столетия в маркетинге выделяли пять базовых технологий (рисунок 1). Постепенно их список расширялся. Основной причиной тому послужили такие факторы, как модернизация рыночных отношений, развитие и массовой распространение информационных технологий.
Рисунок 1. Эволюция видов маркетинговых технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рассмотрим традиционные и современные технологии маркетинга более подробно. Начнем с традиционных.
Традиционные виды технологий в маркетинге
В основе маркетинга традиционно лежит сегментирование рынка, предполагающее необходимость его разделения и разбивки на определённые группы (сегменты), схожие между собой по определенным признакам. Чаще всего сегментации подвергаются непосредственно потребители. Основными критериями их разделения на однородные группы могут выступать:
- географические переменные;
- демографические признаки:
- психографические характеристики;
- поведенческие особенности.
Помимо потребителей в качестве объектов рыночного сегментирования могут также выступать продукты (товары и услуги) и предприятия, их изготавливающие.
Продолжением сегментирования выступает нацеливание, в основе которого лежит выбор наиболее привлекательных с точки зрения маркетинга целей для дальнейшей деятельности. Если сегментирование опосредовано делением рынка, то технология нацеливания больше связана с практическими аспектами ведения бизнеса в рамках рынка.
Еще одной традиционно важной технологией в маркетинге считается рыночное позиционирование. Под собой оно подразумевает необходимость определить и обозначить место товара (услуги) на рынке относительно конкурентов. В его основе лежит выявление конкурентных преимуществ продукции и их популяризация.
Прогнозирование как одна из технологий маркетинга позволяет выявлять тенденции рыночного развития фирмы и разрабатывать комплекс рациональных маркетинговых действия, нацеленных на поддержание экономической устойчивости бизнеса в постоянно меняющихся условиях внутренней и внешней среды. Прогнозирование может затрагивать различные стороны маркетинговой деятельности фирмы, будь то исследование рынка, его конъюнктуры, потребительского спроса и анализа тенденций его изменения, прогнозирование сбыта и пр.
Неотъемлемым элементом и важнейшей технологией маркетинга выступает анализ. Он предполагает изучение и оценку внешней и внутренней среды маркетинга, в условиях которой функционирует организация.
С опорой на эти базовые технологии и происходило дальнейшее развитие маркетинга, активная стадия которого началась в четвертой четверти ХХ века.
Современные виды технологий в маркетинге
В современной литературе по маркетингу активно освещаются такие его инструменты, как бренд, торговая марка и торговый знак. В общем виде их взаимосвязь отражена на рисунке 2. Рассмотрим их сущность более подробно.
Рисунок 2. Взаимосвязь товарного знака, торговой марки и бренда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под торговой маркой понимается совокупность определенного набора образов, ассоциаций и свойств, позволяющих товару, принадлежащему к торговой марке, отличаться от товаров конкурирующих фирм.
Понятие торговой марки схоже с понятием бренда. Бренд представляет собой известную торговую марку, завоевавшую внимание потребителей и их привязанность. Его элементы фирменного стиля узнаются потребителем, а товары под его логотипом – пользуются спросом. По большому счету он завоевывает потребительскую лояльность.
Зарегистрированная в установленном порядке торговая марка, имеющая одного прямого правообладателя, считается товарным знаком. Его основной функцией выступает юридическая защита торговой марки и бренда.
Одной из современных технологий, получивших свое развитие в маркетинге, считается презентация товара, предполагающая необходимость демонстрации товара и мотивацию к его покупке. Существуют различные способы ее проведения – демонстрация в торговом зале, конференц-помещениях или онлайн.
Организация и проведения PR-кампания подготавливают рынок, создавая для потребителей благоприятную обстановку для принятия положительного решения о покупке.
К числу прочих технологий маркетинга, активно развивающихся в настоящее время, можно отнести:
- бенчмаркетинг;
- кастомизацию;
- кастомеризацию.
В основе бенчмаркетинга лежит проведения анализа конкурентных преимуществ в целях укрепления и повешения конкурентоспособности фирмы. Кастомизация опирается на выпуск индивидуальных вариантов товарной продукции по заказу клиента. Кастомеризация предполагает индивидуальный комплекс маркетинга.