Понятие и система муниципального маркетинга
Особенности каждой территории, ее развитие и изменение заставляют субъектов искать и применять новые модели управления. В этом случае именно маркетинг становится ключевым инструментом развития муниципальных образований. Он направлен на изучение и оценку спроса, требований рынка в целях формирования ориентации органов муниципальной власти на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах. Также маркетинг – это способ укрепления и поддержания конкурентоспособности территории.
Под муниципальным маркетингом понимается маркетинг, который направлен на комплекс связей или отношений, складывающихся между участниками рынка на территории муниципалитета.
В качестве этих участников выступают:
- организации различных форм собственности (государственные, частные, совместные, иностранные и др.);
- коммерческие банки;
- страховые компании;
- население территории;
- местные органы власти.
Муниципальный маркетинг – это тщательно разработанная экономическая политика муниципалитета, которая направлена на повышение его конкурентоспособности. Отсюда основными элементами маркетинговой деятельности любого муниципального образования являются:
- формирование и развитие имиджа территории;
- учет интересов конкретных групп населения и видов деятельности, повышающие привлекательность муниципалитета;
- ориентация на решение социальных и иных проблем;
- создание партнерских отношений между властью и бизнесом.
Муниципальный маркетинг служит для обеспечения согласования местных экономических целей отдельных компаний с целями и интересами муниципального образования (МО) в целом.
Рисунок 1. Система муниципального маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Муниципальный маркетинг занимает определенное место между программами влияния на экономику страны в целом (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (хозяйствующие субъекты). Он обеспечивает комбинацию интересов и целей федерального, регионального и муниципального уровней.
Муниципальный маркетинг основывается на определении, прогнозировании и удовлетворении потребностей населения территории.
Виды и модели муниципального маркетинга
Как интегральная деятельность на территории муниципального образования и за его пределами, муниципальный маркетинг содержит два вида:
- муниципальный маркетинг внутри территории и за ее пределами;
- муниципальный маркетинг только внутри территории.
Первый вид муниципального маркетинга ориентирован на внешние и внутренние субъекты. Основными направлениями его деятельности являются:
- формирование спроса на ресурсы;
- привлечение инвесторов;
- привлечение квалифицированных трудовых кадров;
- привлечение туристов;
- продвижение имиджа муниципалитета за его пределами;
- позитивное развитие территории.
Под маркетингом внутри муниципального образования понимается деятельность, которая направлена на формирование и развитие в муниципальном образовании цивилизованных рыночных отношений, а также использование маркетингового подходов в отношении ресурсов, товаров и услуг.
Свое широкое развитие муниципальный маркетинг или маркетинг города получил в европейских городах. Они активно борются за инвестиции и потоки туристов, посредством реализации тематических направлений, закрепляя в сознании людей отличительные культурные знаки
В мировой практике развития муниципального маркетинга используются четыре основные модели:
- эффект Гауди;
- эффект Гуггенхайма;
- эффект Помпиду;
- эффект театра.
Первая модель предполагает развитие территории посредством «знакомства» потребителей с известным человеком, который проживает в данном месте. Пример ее – Барселона, где жил и творил известный архитектор Антонио Гауди. Весь город пронизан фактами его биографии и творчества.
В Испании есть одно здание, это филиал музея Гуггехайма (США, Нью-Йорк). Оно построено в стиле деконструктивизма и напоминает собой гигантскую птицу, фантастический корабль и раскрывающийся цветок. Этот проект послужил основой для развития других направлений городской архитектуры – в этом стиле выдержаны: формы трамваев, здание аэропорта, концертный зал, оригинальная башня.
В качестве основы маркетинговой концепции Парижа выступает инфраструктурный мега-проект – Центр Помпиду. Он позволяет преображать и улучшать имидж города, добавив ноту современности в образ средневекового города.
Последняя модель получила свое развитие в столице Шотландии, Эдинбурге. Это концепция представления городского пространства в качестве театральной сцены. В этом городе проводится известный театральный фестиваль.
Особенности развития муниципального маркетинга в России
В России муниципальный маркетинг получил свое развитие с середины 1990-х гг. Этому способствовала активная деятельность некоторых зарубежных спонсорских компаний, который распространяли свой опыт в РФ.
Муниципальный маркетинг является одним из современных механизмов управления, который администрация муниципалитетов непременно должна осваивать. Он используется для проведения территориальных преобразований, которые на территории страны происходит достаточное количество.
Отдельное внимание следует уделять стратегическому планированию развития городов России. Многие муниципальные территории разрабатывают собственные планы стратегического развития. Они связаны с решением таких проблем, как обеспечение населения жильем, укрупнение городов, развитие транспортной инфраструктуры, дорожной сети и др.
Единственное, качество разрабатываемых документов снизилось. Многие представители муниципальной власти не имеют четкого представления о содержании осваиваемых методов планирования.
Чтобы реализация концепции муниципального маркетинга была успешной, необходимо тесное взаимодействие глав муниципальных образований, их желание развивать территорию. А также большую роль играет поддержка бизнесом и населением проектов администрации муниципалитета внутри и за его пределами.