Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований
Принципы и концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований

Сущность и содержание маркетинговых исследований

Определение 1

Маркетинговые исследования – это вид исследовательской деятельности, ориентированной на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.

В основе маркетинговых исследований лежит сбор, обработка и анализ данных о рынке, потребителях, конкурентах, ценах и иных составляющих маркетинговой среды. Их результатом выступает получение информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. В действительности они позволяют снизить степень неопределённости и снизить риски.

Маркетинговые исследования могут преследовать различные цели. Основной из них считается предоставление бизнесу исходной информации для принятия рабочих решений с минимизацией рисков. Эта цель достигается посредством различных действий, будь то изучение потребительского поведения, анализ информации о маркетинговых проблемах фирмы, оценка спроса на продукцию, изучение рыночных конкурентов, прогнозирование будущего спроса или оценка эффективности уже проведенных мероприятий.

В системе маркетинга исследования по способами и технике проведения условно делятся на два вида:

  • полевые маркетинговые исследования;
  • кабинетные маркетинговые исследования.

В первом случае маркетинговые исследования основаны на сборе первичной информации в окружении компании, а во втором – в основе их проведения лежит анализ вторичной информации, изучение отчетов и статистики.

В зависимости от характера полученных данных маркетинговые исследования могут быть количественными, качественными или комбинированными. По целям проведения они подразделяются на поисковые, описательные и экспериментальные.

Базовые принципы проведения маркетинговых исследований

Залогом обеспечения эффективности проведения маркетинговых исследований выступает их соответствие ряду принципов. В общем виде эти принципы представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Основополагающие принципы проведения маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основополагающие принципы проведения маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, маркетинговые исследования должны быть объективными, комплексными, системными, регулярными, оперативными, точными, тщательными и экономически обоснованными. Каждый из указанных принципов по своему важен, однако соблюдение их общей совокупности позволяет проводить маркетинговые исследования, способные стать надежной основой для принятия хорошо продуманных и научно обоснованных управленческих решений.

Маркетинговые исследования должны соответствовать требованию научности. Под принципом научности понимается объяснение и предсказание изучаемых рыночных процессов и явлений на основе объективно полученных данных и научных положений, а также выявление закономерностей развития изучаемых процессов и явлений.

Маркетинговые исследования должны быть системными. Речь в данном случае идет о выделении отдельных структурных элементов, формирующих изучаемое явление, а также об обнаружении иерархической связи и взаимоподчиненности.

Принцип комплексности основан на изучении процессов и явлений во всей их полноте, развитии и взаимосвязи.

В основе принципа достоверности лежит получение адекватных данных посредством обеспечения научных принципов их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, детальный контроль и использование ЭВМ.

Принцип объективности основан на требовании учета возможных погрешностей измерителя какого-либо явления. Не допускается подгонять факты под заранее определенную схему. В интерпретации фактов следует соблюдать осторожность.

Наконец, маркетинговые исследования должны быть эффективными. Это значит, что выдвигаемые цели должны быть достигнуты, а результаты должны соотноситься с затратами.

Концептуальные подходы к проведению маркетинговых исследований

Проведение маркетинговых исследований выступает важнейшей составляющей аналитической функции маркетинга. Они служат основой для принятия обоснованных управленческих решений в области маркетинга. Особенно ценны результаты маркетинговых исследований при разработке стратегии маркетинга. Ох отсутствие может привести к неблагоприятным последствиям для компании.

Основополагающую роль в процессе проведения масштабных и сложных маркетинговых исследований играет разработка концепции исследования, содержащая развернутое определение проблемы, средств и путей ее решения наиболее эффективным способом. На основе подобной концепции может быть разработан проект исследования, определены методы его проведения, сформулированы задачи, проведен сбор, обработка и анализ информации, а также подготовлены предложения и рекомендации.

Согласно концептуальным основам проведения маркетинговых исследований процесс их проведения состоит из следующих этапов:

  1. определение общей проблематики маркетингового исследования и постановка его целей;
  2. формирование плана маркетинговых исследований;
  3. реализация плана маркетинговых исследований;
  4. оценка и интерпретация систематизированной информации.

Каждый из этапов имеет свою специфику. Рассмотрим их более подробно.

В рамках первого этапа определяются потребности в проведении маркетингового исследования, определяется его общая проблематика, а также формулируются цели исследования. На втором этапе определяется общая методология маркетингового исследования, конкретизируется тип и источник получения необходимой информации, проектируются формы для сбора данных, а также разрабатывается выборочный план и определяется объем выборки. На третьем этапе производится само маркетинговое исследований, то есть осуществляется сбор и анализ данных. На четвертом этапе обеспечивается подготовка и представление заключительного отчета, а систематизированная информация доводится до руководства.

Согласно общей концепции проведения маркетингового исследования его процедуры включают в себя разработку концепции исследования, получение и анализ данных, а также формирование основных выводов и оформление результатов исследования.