Основные задачи организации маркетинга в компании
- Определение комплекса маркетинговых функций и их содержания;
- Распределение ответственности за выполнение маркетинговых функций среди сотрудников и структурных подразделений организации;
- Определение функциональных связей между сотрудниками и подразделениями, реализующими маркетинговые функции;
- Создание системы взаимодействия маркетинговых специалистов с другими сотрудниками и подразделениями компании, обеспечение межфункциональных связей.
Практика построения маркетинговой системы компании
Построение системы маркетинговой деятельности в компании чаще всего осуществляется «сверху вниз». Первым шагом построения является определение структуры высших уровней управления, а затем создается система на низших ступенях. Данный процесс является индивидуальным для каждой организации, зависит от специфики ее деятельности и особенностей организационной структуры.
Высший уровень управления маркетинговой деятельностью компании обычно представлен менеджером в исполнительных органах организации. Эту функцию может осуществлять непосредственно генеральный директор или его функциональный заместитель.
Существует несколько вариантов названия должности, занимающий которую осуществляет управление маркетинговыми функциями компании: вице-президент по маркетинг, заместитель директора по развитию компании, директор по коммерческим вопросам и т.п.
Как правило, сотрудник компании, управляющий ее маркетинговой деятельностью, является главой структурного подразделения, которое эту деятельность осуществляет. Маркетинговые функции могут быть реализованы силами соответствующих функциональных подразделений компании – служб, управлений, департаментов, отделов и т.п. Создание специализирующегося на маркетинговой деятельности подразделения может и не осуществляться – это зависит от специфики деятельности организации и мнения ее руководства. В этом случае маркетинговые функции осуществляются сотрудниками других подразделений или отдельной группой персонала. Осуществление маркетинговых функций сотрудниками различных подразделений свидетельствует о том, что маркетинг в компании неконцентрирован.
Отсутствие выделенного маркетингового подразделения не означает, что компания не осуществляет маркетинговую деятельность. Все компании, действующие в условиях рынка и свободной рыночной конкуренции, существующих в настоящее время, вынуждены в том или ином объеме осуществлять маркетинговые функции для обеспечения своего существования и успешного функционирования.
Условия организации маркетинга в компании
Организация маркетинговой деятельности компании существенно зависит от ее целей и специфики деятельности, а также существующей организационной структуры, размера и финансовых возможностей. Значимым аспектом создания системы маркетинга в компании является мнение руководства по этому вопросу. Часто руководители не осознают необходимость качественной реализации маркетинговых функций, что приводит к экономии на маркетинговой деятельности и, как следствие, ухудшению положения компании на рынке.
Таким образом, для организации маркетинговой деятельности в компании с нуля необходимо, чтобы выполнялся ряд условий:
- Руководство должно быть уверено в необходимости создания системы маркетинговой деятельности;
- Создаваемое подразделение должно иметь в структуре компании четко определенное место;
- Система маркетинговой деятельности должна обеспечивать взаимодействие маркетингового отдела с другими функциональными подразделениями и сотрудниками компании;
- Маркетинговое подразделение должно иметь определенную структуру подчинения высшему менеджменту компании;
- Система маркетинга должна соответствовать масштабам и специфике организационной деятельности;
- Реализация маркетинговых функций должна осуществляться с учетом определенной материально-ресурсной базы и финансовых возможностей организации.
Создание маркетинговой деятельности в компании с нуля требует особого внимания руководства. Необходимо приложить усилия для формирования авторитета создаваемой маркетинговой структуры внутри компании – без этого невозможно осуществлять маркетинговые функции эффективно.