Базовые характеристики рыночного поведения потребителей
В основе любой экономики рыночного типа лежит взаимодействие спроса и предложения. Спрос, в свою очередь, формируется посредством стремления людей к удовлетворению своих потребностей.
Под потребностями в экономике принято понимать осознанную нужду индивида в чем-либо, необходимом ему для жизни и комфортного существования. Удовлетворение потребностей обеспечивается посредством приобретения и потребления соответствующих экономических благ.
Экономические блага представлены результатами экономической деятельности, которые могут быть получены в ограниченном в сравнении с потребностями объеме. Состоят они из двух базовых категорий (рисунок 1).
Рисунок 1. Состав экономических благ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, посредством приобретения и последующего потребления товаров и услуг на рынке обеспечивается удовлетворение потребностей индивидов. То, каким образом, осуществляется потребительский выбор в пользу того или иного товара, услуги или их поставщика, принято называть потребительским поведением.
Многие ученые рассматривают потребительское поведение как процесс по формированию индивидуального спроса на товары и услуги. Подобный процесс осуществляется под воздействием множества факторов, основополагающими из которых выступают:
- уровень доходов потребителей, то есть их финансовые возможности;
- отпускные цена на товары и услуги, то есть стоимость экономических благ;
- ожидания, предпочтения и вкусы самих потребителей.
Помимо этого на рыночное поведение потребителей существенное влияние оказывают социально-культурные, личностные и психологические факторы. Все вместе они формируют основу потребительского поведения весь субъектов рыночных отношений, включая молодежь.
Молодежь как субъект потребления
Как показывает практика, единого подхода к определению термина «молодежь» не существует. В общей сложности можно выделить порядка трех базовых трактовок данного термина:
- согласно демографическому подходу к молодежи следует относить граждан страны, родившихся в определённый год и в определенное время включившихся в трудовую жизнь;
- согласно социологическому подходу молодежь представляет собой людей в возрасте от 16 до 30 лет, при чем в некоторых случаях верхняя возрастная граница может достигать даже 40 лет;
- в соответствии с статистическим подходом к молодежи следует относить всех людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Таким образом, к молодежи относятся как подростки, так и молодые люди, имеющие образование и работу. На сегодняшний день они являются одной из наиболее существенных групп общества и выступают одним из основных потребителей на рынке.
Молодежь как субъект рыночного поведения характеризуется следующими особенностями. Во-первых, это высокая активность спроса – молодые хотят все и сразу. Во-вторых, это финансовая ограниченность – большая часть молодежи не способна самостоятельно осуществлять крупные покупки. Наконец, в-третьих, речь идет о высокой степени максимализма.
Молодежь как субъект рыночного спроса выступает мощной движущей силой потребительского поведения. Ее представители быстро обмениваются информацией, принимают не всегда экономически обоснованные решения и тяготеют к использованию современных информационных технологий для выбора и приобретения рыночных товаров и услуг. Рассмотрим особенности рыночного потребительского поведения современной молодежи.
Черты и особенности потребительского поведения молодежи
Потребительское поведение молодежи формируется под воздействием множества факторов, основополагающую роль среди которых играют социокультурные характеристики. В первую очередь речь идет об общественном мнении, тенденциях моды и мнении сверстников. Существенную роль на модель потребления оказывают средства массовой коммуникации (сокращенно – СМИ) с одной стороны, и интернет-коммуникация – с другой стороны. Особая роль отводится социальным сетям и Youtube. В результате навязанные молодежи нормы содействуют процессу социализации личности, принимая участие в формировании общественных ценностей и определяя стандарты поведения.
Современная молодежь весьма лояльна как к наличию рекламных сообщений в СМИ, так и к их количеству. Справедливо говорить, что их поведение как потребителя, включая процесс принятия потребительского решения, опосредовано маркетинговыми коммуникациями бизнес-среды.
Основными составляющими потребительского поведения молодежи выступают: покупки товаров и услуг, шопинг и досуг, ценностные ориентации, а также особенности системы расходов.
Как показывает практика, молодежь существенное внимание уделает потреблению услуг досугово-развлекательного характера. Это могут быть походы в кино, посиделки в кафе и ресторанах, туристические поездки внутри страны и за рубежом, а также иные мероприятия. Меньшая роль отводится товарам народного потребления. Кроме того, молодые потребители особый акцент делают на рыночной известности потребляемых торговых марок.
Ценностные ориентации молодежи, определяющие их потребительские вкусы и предпочтения нацелены на кратко- и среднесрочную перспективу. В большинстве своем они выражают стремление соответствовать общественному мнению либо же, наоборот, противостоять ему.
Отдельного внимания заслуживают принципы организации и построения системы расходов. Сегодня нередко можно встретить молодежь, живущую в кредит. Большую часть своих покупок они оплачивают заемными, а не собственными деньгами, причем касается это как крупных приобретений, так и небольших покупок.
Кроме того, потребительское поведение молодежи непостоянно и изменчиво, а сама молодежь мобильна и легка на подъем. Оно видоизменяется под воздействием множества переменных, что объясняется изменением общего стиля жизни молодых людей и их ценностей. Вдобавок свой вклад в изменение рыночного поведения молодежи вносят стиль жизни и его поистине сумасшедший ритм, географический фактор и изменения, происходящие в домохозяйстве индивида.