Мода и модные стандарты
Мода – это социальная норма, предписывающая членам конкретного общества определенную модель поведения потребителя.
Мода как социальая норма имеет внешний характер для индивида. Мода становится для индивида ценностью, когда он принимает ее как норму и делает ее своей потребностью. Главный постулат относительно моды, который необходимо запомнить: «люди стремятся быть модными по собственной воле».
Существуют так называемые модные объекты и модные стандарты поведения.
Модные объекты — это те объекты, приобретение и использование которых в определенный момент времени становится, «в моде». К ним чаще всего относятся: стиль в одежде, прическа, еда и напитки, музыкальные группы и отдельные произведения, стиль жизни, спорт, места отдыха и туризма и пр.
Прослеживается определенная связь между непосредственным назначением вещи и ее способностью быть модной: та вещь, которая удовлетворяет жизненно важные потребности человека, реже становится модной.
Модные стандарты - это не только модные вещи, но и поведение, которое обуславливается модой: хиппи, яппи, стиль хип-хоп, «новые русские» и пр. Обычно сюда же относят стили танцев, песен и др.
Выделяют основные черты моды как нормы поведения в обществе:
- Исторический характер. Мода присуща лишь некоторым типам общества и зависит от уровня его развития.
- Современность, имеет отношение только к конкретному моменту/периоду времени. Это главное достоинство моды: чем она свежее, тем выше ее качество.
- Универсальность. В моде не признаются региональные, государственные и этнические границ, игнорируются различия между слоями в обществе. Мода возможна только в том обществе, которое открыто внешнему воздействию.
- Демонстративность. Модные вещи покупаются для демонстрации «на людях». Объект потребления бывает модным лишь тогда, когда его использование происходит на публике, вызывает восхищение и ставит его владельца выше на социальной лестнице. Модные объекты, в отличие от коллекционных, не хранятся дома или в сейфе, потому как в этом случае они перестают выполнять свою главную функцию.
Есть и еще один парадокс, который состоит в двойственности функции моды. Это, во-первых, реализация такой потребности, как желание отличаться от других. Мода дает возможность индивиду находиться на более высокой ступени социальной лестницы. А во-вторых, следование моде – это реализация потребности быть похожим на других.
Создание моды и ее участники
Мода создается в ходе нескольких так называемых фаз, или этапов.
-
Производство моды. Включает в себя непосредственно рисунки, чертежи и описания, которые создают дизайнеры, архитекторы, композиторы и т.д., а также материализацию идей, то есть производство опытных образцов, написание книги, репетиция произведения и затем массовое производство модного объекта.
-
Распространение модных вещей и стандартов поведения. Состоит из нескольких этапов:
- Распространение имиджа объекта моды с помощью прямой и скрытой рекламы. В первом случае реклама сообщает о том, что товар появился на рынке, а во втором случае происходит демонстрация потребления объекта моды представителями референтных групп.
- Распространение объектов моды в торговой сети, которая является доступной большей части населения.
-
Потребление модных вещей. Покупатели, которые приобрели данный объект моды, используют его для демонстрации окружающим.
Стоит отметить, что перечисленные выше три фазы тесно взаимосвязаны между собой. Производители желают превратить свои товары в объекты моды, чтобы обеспечить массовый сбыт. Поэтому они тратят большие средства на рекламу и распространение товара, пытаясь навязать потребителю свой товар, превратив его в объект желаний. Но лишь те товары, что стали частью социальной нормы, становятся объектами моды. Именно поэтому производство товаров — это всегда производство всего лишь потенциальных модных объектов, которые в действительности не всегда становятся модными.