Сущность тактического планирования
Процесс планирования на предприятии предполагает обоснованный выбор целей, разработку мероприятий и методов достижения поставленных целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование является начальным этапом управления, который продолжается до реализации программы маркетинга.
Планирование направлено на рациональное использование возможностей компании, оптимальное применение ресурсов, устранение ошибочных действий, которые могут привести к потере клиентов и снижению эффективности деятельности организации.
Планирование включает:
- формулирование итоговых и промежуточных целей;
- установление задач, решение которых нужно для достижение поставленных целей;
- выявление средств и способов решения указанных задач;
- определение необходимых ресурсов, их источников и способов распределения.
Различают три вида планирования:
- стратегическое;
- среднесрочное;
- тактическое или текущее.
Стратегическое и тактическое планирование не имеют четких различий. Стратегическое планирование отличается масштабностью поставленных целей. Стратегия – это ответ на вопрос: «Что делать?», тактика – «Как это сделать?».
Под тактическим планированием маркетинга понимают детальное планирование, разработку и реализацию маркетинговых мероприятий.
Тактическое маркетинговое планирование предполагает:
- выявление потребности в товарах, потенциальных потребителей, оценка конкурентоспособности товара, обновление ассортимента;
- планирование системы распространения и реализации продукции;
- выбор средств рекламы, способов стимулирования потребителей, торгового персонала, анализ средств воздействия на конкурентов;
- планирование финансовых показателей по осуществлению маркетинговой программы;
- назначение исполнителей, обучение, переподготовка кадров, привлечение специалистов со стороны, изучение передового опыта других компаний.
Тактическое планирование – это определенные шаги к достижению общей цели, которая предусмотрена стратегией. Данный уровень управления в компании демонстрирует как можно реализовать разработанную стратегию.
Понятие и задачи тактического плана маркетинга
Результатом тактического планирования является тактический план, который представляет собой программы маркетинговых действий и содержит конкретные показатели.
Тактический план маркетинга – это подробная программа маркетинговой деятельности, направленная на реализацию стратегического плана при полном и оптимальном использовании ресурсов компании.
Тактический план является промежуточным между стратегическим и краткосрочным планом маркетинга. Он разрабатывается на месяц, квартал, 6 месяцев и максимум на один год. Причина в том, что рыночная ситуация постоянно меняется. А при длительном сроке составления плана, он должен меняться и корректироваться.
Тактический план выполняет различные функции, которые частично перекрывают друг друга:
- прогнозирование;
- координация;
- контроль.
Хорошо разработанный тактический план маркетинга должен включать цели, которые следует достичь в планируемом периоде, а это невозможно без тщательного прогнозирования.
Главная черта тактического плана – стимулирование руководства и специалистов направлять свои усилия на поиск целей и задач, которые реализуют установки стратегического плана маркетинга.
Тактический план ориентирован на решение текущих задач. Он содержит методы и инструменты, используемые для поиска ответов на многие вопросы: реклама, распределение товаров, ценовая политика, каналы реализации, уровень обслуживания и т. д.
Основные задачи тактического планирования:
- распределение материальных и нематериальных ресурсов;
- адаптация к внешней среде;
- внутренняя координация всех планов в рамках управления маркетингом (план рекламы, сбыта, обслуживания, продвижения и т.д.);
- вывод тактических показателей и результатов маркетинговой деятельности для контроля (объемы продаж, товарооборот, количество лояльных клиентов и т.д.).
Разработка тактического маркетингового плана
Разработка тактического маркетингового плана включает следующие разделы:
- сводка контрольных показателей;
- анализ текущей маркетинговой ситуации;
- исследование опасностей и возможностей;
- постановка маркетинговых целей и задач;
- стратегии маркетинга;
- программы маркетинговых действий;
- составление маркетингового бюджета;
- контроль реализации тактического плана.
Первый этап разработки тактического плана маркетинга содержит перечень основных контрольных параметров, которые позволяют руководству понять основную направленность плана.
Второй этап – это описание текущей ситуации на рынке и положения компании на данном рынке. Это представление основных сегментов, потребностей потребителей, оценка факторов окружающей среды, список главных конкурентов, посредников, описание товаров и услуг.
В третьем разделе рассматриваются опасности и возможности компании и товаров на рынке. Под опасностями понимают события, которые могут привести к утрате позиций компании на рынке, уничтожении товара. А возможности – это основные направления маркетинговых усилий, при которых компания может получить конкурентные преимущества.
Четвертый раздел тактического плана – постановка маркетинговых целей и задач, которые характеризуют целевую направленность плана. Это цели более низкого уровня, а именно в сфере продуктовой, ценовой политики, политики сбыта и продвижения.
Пятый раздел предусматривает описание основных маркетинговых стратегий, благодаря которым компания стремится достичь цели маркетинга. Маркетинговые стратегии тактического плана маркетинга – это конкретные стратегии деятельности компании на отдельных сегментах рынка. Они также включают расходы на осуществление маркетинговых мероприятий.
Шестой этап разработки тактического плана маркетинга – это составление программы действий, которая включает маркетинговые мероприятия, которые реализовывает подразделение маркетинга.
Раздел разработки бюджета – это прогнозирование возможных прибыли и убытков. Маркетинговый бюджет утверждается менеджментом компании и является основой для закупки материалов, планирования потребности в кадрах, разработки графиков производства и осуществлении маркетинга-микс.
Контроль является завершающей стадией разработки тактического плана маркетинга. Он позволяет оценить результаты, положение компании на текущий момент и определить, какие подразделения компании не добились поставленных целей.