Функции и предназначение службы маркетинга на предприятии
Служба маркетинга – это специальное подразделение, созданное в рамках предприятия, действующее на основе принципов и методов маркетинга.
Служба маркетинга или маркетинговая служба предназначена для организации и реализации маркетинговой деятельности предприятия. В условиях рынка маркетинговая служба выступает важнейшим звеном управления организацией, которое совместно с иными видами деятельности формирует единый интегрированный процесс, направленные на удовлетворение рыночных потребностей и получение на этой основе прибыли. В виду этого служба маркетинга на предприятии создается, прежде всего, для обеспечения гибкого приспособления компании к меняющимся условиям рыночной ситуации и потребительским требованиям. Качественная работа службы маркетинга позволяет обеспечить эффективность деятельности предприятия в целом.
В определенном роде служба маркетинга является мозговым центром предприятия и выступает в качестве источника информации и рекомендаций для всех функциональных подразделений организации. Впоследствии эта информация закладывается в основу разработки политики организации по все направлениям.
Основными функциями службы маркетинга выступают:
- разработка рыночной стратегии предприятия;
- реализация концепции маркетинга;
- реклама и стимулирование сбыта;
- обеспечение маркетинговых исследования.
Основной задачей маркетинговой службы предприятия выступает ориентация на потребителей, постоянное отслеживание их потребностей и анализ деятельности конкурентов. Помимо этого, служба маркетинга решает множество различных задач, связанных с комплексным изучением рынка, выявлением потенциального спроса и неудовлетворённых потребностей, планированием товарного ассортимента и цен, разработкой мер по удовлетворению рыночного спроса, планированию и осуществлению сбыта, а также разработки мер по совершенствованию управления и организации производства. Решая выше описанные задачи, маркетинговая служба должна определять направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия, разрабатывать и добиваться выполнения планов маркетинга и реализации программ маркетинговой деятельности. Кроме того, служба маркетинга должна обеспечивать доведение маркетинговой информации до всех подразделений организации.
В современных условиях эффективная служба маркетинга должна четко понимать возможности организации и постоянно заниматься их совершенствованием.
Основы организации службы маркетинга на предприятии
На предприятии службы маркетинга организуются целенаправленно по инициативе руководства. Сам процесс формирования маркетинговой службы предполагает создание специальных структурных подразделений в системе управления деятельностью организации, нацеленных на выполнение функций маркетинга. На сегодняшний день единой универсальной схемы организации маркетинга на предприятии не существует. Службы маркетинга могут создаваться на разных основах.
Обычно организация маркетинговой службы строится на четырех базовых принципах:
- простота маркетинговой структуры;
- обеспечение эффективной системы связи между подразделениям;
- малозвенность маркетинговой структуры;
- гибкость и приспособляемость.
Чем проще структура маркетинговой службы, тем, при прочих равных условия, мобильнее управление ею и тем выше шансы на успех ее деятельности. Важную роль в организации служб маркетинга на предприятии играет обеспечение эффективной системы связи между подразделениям как основы четкой передачи информации и обратной связи.
Также считается, что чем меньшее количество звеньев входит в структуру маркетинговой службы, тем более оперативен будет процесс передачи информации. Наконец, служба маркетинга должна быть выстроена таким образом, чтобы в условиях быстро меняющейся маркетинговой среды быть гибкой и адаптивной.
Сам процесс организации службы маркетинга включает в себя необходимость последовательной реализации определенных инициатив. Прежде всего, речь идет о построении (совершенствовании) организационной структуры управления маркетингом. Далее следует подбор квалифицированных специалистов в области маркетинга. Затем в системе управления маркетингом необходимо обеспечить распределение задач, прав и ответственности. Не менее важно создать условия для эффективной работы сотрудников службы маркетинга и смежных подразделений. В данном случае речь идет об организации рабочих мест, предоставлении необходимой информации, обеспечении инфраструктурной поддержки и пр. Наконец, необходимо обеспечить эффективное взаимодействие маркетинговых служб с прочими службами предприятия.
Организационные структуры служб маркетинга на предприятии
Организация службы маркетинга предприятия неизбежно требует определения ее структуры. Структура маркетинговой службы организации может быть выстроена по двум базовым принципам (рисунок 1). Рассмотрим их подробнее.
Рисунок 1. Формы организации служб маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Наиболее простым и от того одним из самых распространенных среди малых и средних фирм способом формирования службы маркетинга выступает функциональный принцип. Он предполагает, что подразделения маркетинга создаются в зависимости от маркетинговых функций, ими выполняемых (отдел ценообразования, отдел рекламы, служба сбыта и пр.). Службы маркетинга, выстроенные по функциональному принципу, отличаются небольшими издержками и простотой управления. В то же время по мере роста товарного ассортимента и выхода на новые рынки сбыта они обычно теряют свою эффективность.
Дивизионные службы маркетинга предполагают, что все их отделы выполняют однотипные функции, но при этом делятся по одному из следующих признаков: географический, рыночный, товарный.
Какую форму организации службы маркетинге выбрать каждое предприятие решает самостоятельно, отталкиваясь от целей и задач, перед ним стоящих, а также учитывая его внутренний потенциал.