Понятие качества товара и особенности его оценки
Качество товара – это совокупность свойств товарной продукции, предопределяющих ее способность к удовлетворению определенных потребностей согласно ее назначению.
Таким образом, качество товара определяется совокупностью присущих ему характеристик, относящихся к его способности удовлетворять потребности покупателей (как установленные, так и предполагаемые).
Базовыми составляющими качества товара считаются следующие его свойства и характеристики:
- надежность;
- соответствие (в том числе функциональное);
- долговечность;
- экологическая безопасность;
- воспринимаемое качество;
- дополнительные функции;
- эстетичность и пр.
Качество товара является оценочной категорией и подлежит анализу и управлению в системе маркетинга. В общем смысле под оценкой качества товара понимается необходимость установления соответствия продукта общественным потребностям.
В настоящее время для оценки качества применяется несколько методов. Основными из них считаются регистрационная, расчетная, экспертная и социологическая методики. При использовании регистрационных методик оценка качество товара производится посредством наблюдения и подсчета определенных предметов. Событий, затрат. Расчетные методики в основе своей опираются на использование зависимости показателей качества товара от его параметров. В основе экспертных методик лежит использование оценок экспертов. Социологический метод предполагает необходимость сбора и анализа потребительского мнения относительно качества продукта.
Сущность конкурентоспособности товара и факторы, ее определяющие
Конкурентоспособность товара представляет собой обобщенную относительную характеристику товара, отражающую его выгодные отличия от товаров конкурирующих фирмы по степени удовлетворения потребностей потребителей и по затратам на их удовлетворение.
По сути, конкурентоспособность товара отражает собой комплекс стоимостных и потребительских характеристик продукта, определяющих его рыночный успех.
Конкурентоспособность товара является относительной характеристикой, а, значит, может быть измерена и оценена лишь в сравнении с рыночными конкурентами. В конечном счете, она выражает преимущество данного товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих продуктов-аналогов.
Конкурентоспособность товара является непостоянной характеристикой, она может изменяться во времени. Так или иначе, в ее основе лежат определённые факторы (рисунок 1). Условно они делятся не внешние и внутренние.
Рисунок 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность товара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определяющую роль в формировании конкурентоспособности товара играют именно внутренние факторы, прежде всего – качество, цена и маркетинг.
Методическая основа оценки конкурентоспособности товара
Под оценкой конкурентоспособности товара в общем смысле принято понимать совокупность операций касательно выбора показателей (критериев), характеризующих рыночную конкурентоспособность продукта, установления их действительных значений (как для самой фирмы, так и для ее рыночных конкурентов), а также сопоставления их значений. В зависимости от целей проводимой оценки можно определить два типа конкурентоспособности – реальную и/или прогнозируемую. В первом случае речь идет о фактической способности товара удовлетворять потребности потребителей, а во втором – об ожидаемой способности продукта удовлетворить потребности покупателей.
В основе оценки конкурентоспособности товара лежат определенные принципы. Основными из них считаются комплексность и относительность.
Отправной точкой оценки конкурентоспособности товара выступает изучение потребностей покупателей и их ожиданий в отношении товара. В целом процедура оценки рыночной конкурентоспособности товара включает в себя необходимость реализации следующих инициатив:
- проведение рыночных исследований;
- анализ конкурентов;
- изучение покупателей;
- определение оценочных параметров, характеризующих конкурентоспособность продукта;
- систематизация факторов конкурентоспособности товара;
- определение подходов к количественно оценке конкурентоспособности продукта.
В основе оценки конкурентоспособности товара лежит необходимость сравнения характеристик используемой продукции с конкретным потребностями покупателей и выявления соответствия между ними. Базовым критерием конкурентоспособности товара считается степень удовлетворения им реальных потребностей потребителей. Таким образом, определяющая роль отводится оценке потребительских критериев конкурентоспособности товара. Как правило, в их основе лежит оценка характеристик качества продукта.
Критерии качества товара определяется параметрами потребности, характеризующими ее содержание и условия удовлетворения. Как правило, к ним относятся:
- параметры назначения;
- нормативные параметры;
- эргономические параметры;
- эстетические параметры.
Параметрами назначения определяется область использования товара и те функции, которые он призван выполнять. Они включают в себя классификационные и конструктивные параметры, а также параметры технической эффективности.
Нормативные параметры предопределяют свойства товара, регламентируемые обязательными стандартами и нормами, закрепленными на законодательном уровне.
Эргономические параметры характеризуют товар с позиции его соответствия свойства организма человека при выполнении трудовых операций или потреблении.
Эстетические свойства предопределяют информационную выразительность товара и его внешне восприятие.
Общее и различия в категориях качества и конкурентоспособности товара
Понятие качества и конкурентоспособности товара тесно взаимосвязаны между собой. Конкурентоспособность продукции напрямую зависит от ее качества: чем выше качество товара, тем, при прочих равных условиях, выше уровень его конкурентоспособности и наоборот. Таким образом, качество товара служит составным элементом его конкурентоспособности.
Несмотря на то, что категории «качество» и «конкурентоспособность» характеризуют определенные совокупности свойств товара, проявляются они в разных сферах. Качество товара закладывается в сфере его производства и, поступая в сферу обращения, находит свое проявление в процессе его потребления. Конкурентоспособность же товара проявляется исключительно в сфере его рыночного обращения при условии капиталистического способа производства и свободы рыночной конкуренции.