Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкурентоспособность продукции в маркетинге

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Конкурентоспособность продукции в маркетинге
Конкурентоспособность продукции в маркетинге

Понятие и сущность конкурентоспособности продукции в маркетинге

Определение 1

Конкурентоспособность продукции – это преимущества, которыми обладает продукт в условиях рынка и которые способствуют его успешной реализации в условиях конкуренции.

Иначе конкурентоспособность продукции может быть определена в качестве комплекса потребительских характеристик продукта, организационных и ценовых факторов его производства и реализации, которые обеспечивают формирование потребительских предпочтений на определенном рыночном сегменте и обеспечивают компании планируемую прибыль. По большому счету конкурентоспособность продукции отражает ее способность более полно удовлетворять покупательские запросы в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов на рынке.

Конкурентоспособность продукции представляет собой относительную характеристику. Она подлежит оценке лишь в сравнении с рыночными аналогами (товарами и услугами конкурирующих фирм). Сущность конкурентоспособности продукции раскрывается сквозь призму следующих показателей:

  • качество продукции;
  • затраты потребителя;
  • отличие от товаров-конкурентов;
  • целесообразность выхода компании на товарные рынки.

Рассмотрим каждый из показателей более подробно.

Под качеством продукции понимается в первую очередь ее эксплуатационные характеристики, технический уровень и потребительская ценность. В его основе лежит соответствие товара (услуги) заданным нормативам и стандартам, а также сами потребительские свойства товара, за счет которых происходит удовлетворение потребностей покупателей.

Затраты потребителя отражают цену покупки, а также расходы на эксплуатацию товара в период срока его службы.

Отличие продукции от товаров-конкурентов служит свидетельством ее уникальности в сравнении с рыночными аналогами. В данном случае речь идет об отличиях как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам, необходимым для ее удовлетворения.

Наконец, целесообразность выхода фирмы на товарные рынки характеризует сумму характеристик продукции, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса.

В конечном счете, конкурентоспособность продукции в системе маркетинга определяется тремя элементами. В частности, речь идет о свойствах данной продукции и аналогичных товаров фирм-конкурентов, а также об особенностях самих потребителей. Главными составляющими конкурентоспособности продукции выступают ее потребительские свойства и рыночная цена. Потребительские свойства продукта, его потребительская ценность характеризуются такими показателями, как функциональные, эстетические, эргономические, экологические и гигиенические свойства, социальное назначение и надежность товара в потреблении.

Конкурентоспособность продукции в значительной степени предопределяет рыночный успех компании, а также оказывает прямое влияние на общий уровень конкурентоспособности фирмы. Именно поэтому данному вопросу в системе маркетинга уделяется особое внимание. Практика показывает, что рост уровня конкурентоспособности продукции чаще всего развивается в сторону совершенствования полезных с точки зрения потребителей свойств товарной продукции и сокращения эксплуатационных расходов.

Методические основы оценки конкурентоспособности продукции в маркетинге

Замечание 1

Как уже было отмечено ранее, оценка конкурентоспособности продукции носит сравнительный характер. В основе ее проведения лежит сравнение товара (услуги) компании с аналогичной продукцией конкурирующих фирм.

Процедура оценки конкурентоспособность продукции в маркетинге предполагает необходимость реализации определенных действий. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Основные виды работ, проводимых в рамках оценки конкурентоспособности продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные виды работ, проводимых в рамках оценки конкурентоспособности продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Соблюдение предложенной последовательности операций рекомендуется рыночными экспертами при проведении оценки конкурентоспособности продукции в маркетинге.

Чаще всего оценка конкурентоспособности продукции производится посредством сопоставления показателей «качество – цена». Для более детальной оценки принято использовать индексный метод. В его основе лежит последовательное сравнение показателей продукта и товаром-образцом. При этом для сравнения используются следующие группы показателей:

  • частные показатели;
  • групповые показатели;
  • интегральные показатели.

Частные показатели могут быть выражены в виде конкретных свойств товара (услуги) их числа его (ее) функциональных, технических, ценовых и иных характеристик. Групповые показатели предполагают оценку продукции по качеству и цене. В роли интегрального показателя выступает общий индекс конкурентоспособности товара.

Данный подход к оценке конкурентоспособности продукции в маркетинге является не единственным. Также эксперты выделяют дифференциальную и комплексную оценочные методики.

В основе дифференциального метода оценки лежит определение единичных показателей конкурентоспособности товара. Таким образом, данная методика опирается на сопоставление единичных (отдельных) значений показателей качество товара (услуги) и базы сравнения (эталона), а также установление их соотношения.

Комплексная методика оценки конкурентоспособности продукции предполагает необходимость использования комплексных показателей, включающих в себя совокупность дифференциальных показателей оценки, рассчитанных по тем или иным параметрам продукции. Таким образом, речь идет об использовании групповых показателей или сводных индексов конкурентоспособности.

В некоторых случаях для оценки конкурентоспособности продукции в системе маркетинга применяется интегральная методика. Она предполагает необходимость оценки совокупности комплексных показателей, необходимых для учета влияния на конкурентоспособность продукта комбинаций отдельных факторов в виде отношения или суммы.

Замечание 2

На практике также может применяться комплексный метод оценки, основанный на сочетании сразу нескольких оценочных методик.