Пути повышения конкурентоспособности предприятия – это инструменты, которые позволяют компании занять более выгодную позицию на рынке (в сравнении с другими компаниями, работающими в той же сфере).
Если компания не будет действовать по заранее тщательно составленному плану, предусматривающему эффективное развитие, и не будет достаточно глубоко анализировать информацию о своих возможностях и перспективах, а также рыночном положении конкурентов, она не сможет добиться успеха.
Когда на рынке работает несколько производителей товара, имеющего схожие характеристики и одинаковую целевую аудиторию, возникает проблема конкурентоспособности.
Под конкурентоспособностью предприятия понимают относительную характеристику, выражающую степень отличия одной компании от другой в аспекте удовлетворения потребностей клиента.
Высокая конкурентоспособность предполагает, что потребитель остается удовлетворенным, а в будущем стремится опять приобрести продукт этой фирмы. Конкурентоспособность предприятия определяется:
Система маркетинга заслуживает отдельного внимания. Роль маркетинга – это выявление ключевых потребностей клиентов, анализ того, как меняются их предпочтения, оценка перспектив развития целевого рынка, разработка и осуществление эффективных стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия базируется на его конкурентных преимуществах. При проведении сравнительного анализа разных подходов к изучению конкурентных преимуществ компании их классифицируют по следующим признакам:
Указанные конкурентные преимущества кодифицируют, а в дальнейшем кодируют, чтобы автоматизировать процесс учета и анализа комплексной конкурентоспособности компании.
Факторы конкурентных преимуществ компании делятся на две категории:
Типовыми конкурентными преимуществами являются:
При этом для измерения преимуществ используются различные показатели:
Чтобы повысить конкурентоспособность в сфере услуг, предприятия должны обращать внимание как на само качество оказания услуг, так и на сопутствующие факторы, определяющие восприятие услуг потребителями. Это позволяет добиться следующих результатов:
Каждый из элементов конкурентоспособности – это многофакторная характеристика, рассматриваемая как самостоятельный объект управления.
Особое место в повышении конкурентоспособности отводится стратегическому методу управления. При этом основными стратегиями являются:
Майкл Портер в своей теории указывает на два ключевых источника конкурентных преимуществ:
Преимущество в издержках порождает конкурентоспособность за счет более низких производственных и маркетинговых расходов по сравнению с расходами конкурентов. Это дает предприятию возможность снижать цены или использовать сэкономленные средства для развития, рекламы, распределения.
Преимущество в маркетинге связано с повышением конкурентоспособности услуг, удовлетворяющих покупателей в большей степени, чем услуги других производителей.
Если фирма делает упор на преимущества в маркетинге, она больше ориентируется на потребителей, чем фирма, стремящаяся к преимуществам в издержках. Однако фирмы, выбирающие преимущества по издержкам как основные, тоже не должны игнорировать покупателей, иначе ее позиция будет неустойчивой. Маркетинговые преимущества, выражающиеся в предпочтительности свойств услуг этой фирмы, базируются на уникальности продукции.
Для обеспечения конкурентоспособности предприятия используется определенная система. При этом обеспечение конкурентоспособности может трактоваться и как процесс, и как структура.
Процессный подход к обеспечению конкурентоспособности представляет собой реализацию связанных научных методов, принципов, мероприятий и средств, которые разрабатываются в соответствии с управленческими критериями с учетом стадий жизненного цикла продукции.
Структурный подход к обеспечению конкурентоспособности представляет собой систему, состоящую из внешнего окружения и внутренней структуры компании.
Таким образом, конкурентоспособное предприятие должно формировать следующие внутренние преимущества:
Чтобы повысить конкурентоспособность фирмы, нужно ориентироваться на потребительский сектор, улучшать качество услуг и повышать эффективность их продажи. Это способствует повышению эффективности использования финансовых, научных, технических, производственных и трудовых ресурсов предприятия.