Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние менеджмента качества в организации на ее конкурентоспособность

Проблематика менеджмента качества

Определение 1

Менеджмент качества в организации - это деятельность, направленная на обеспечение и повышение качества производимой ею продукции либо оказываемых ею услуг.

В современных условиях вопросы менеджмента качества становятся основополагающими для:

  • повышения уровня жизни,
  • обеспечения социально-экономической, экологической и политической безопасности.

Между понятиями качества продукции и конкурентоспособностью компании наблюдается тесная связь, проявляющаяся в формировании и проявлении общей сферы развития. Если конкурентоспособность отдельных компаний не будет повышаться, не будет происходить и развитие региональной и национальной экономики. Победителями в конкурентной борьбе становятся те предприятия, которым удается достичь высокой производительности труда и лучшего качества продукции. При этом первоочередным условием для повышения конкурентоспособности становится повышение качества выпускаемого продукта. В условиях перенасыщенности рынка качество продукции – ключевой фактор конкурентоспособности как в рамках государственных рынков, так и на мировых рынках. Именно за счет конкурентоспособности предприятий формируется престиж страны, преумножается ее национальное богатство.

В основе обеспечения качества в компаниях лежат системы менеджмента качества (СМК). Каждое предприятие осуществляет выбор оптимальной для него системы менеджмента качества, которая бы обеспечивала успешное функционирование на внешних и внутренних рынках, способствовала росту конкурентоспособности продукции.

Обеспечение качества составляет одну из ключевых социально-экономических проблем в современном мире. С точки зрения экономики, качество можно рассматривать как результат удовлетворения потребностей.

Определение 2

Менеджмент качества – это скоординированная деятельность, ориентированная на управление предприятием по отношению к качеству.

Механизмы работы в сфере менеджмента качества закрепляются в международных стандартах ИСО (ISO) серии 9000. В этих стандартах прописаны требования к системам менеджмента качества предприятий. Первые редакции стандартов был утверждены международной организацией по стандартизации ИСО в 1987 году. После этого стандарты неоднократно редактировались. На их основе были сформированы российские стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001.

«Влияние менеджмента качества в организации на ее конкурентоспособность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Если поставщик соответствует требованиям стандартов ISO 9001, он может быть охарактеризован как надежный и порядочный. Соответствие требованиям ISO 9001 для современных развитых компаний выступает тем минимумом, без которого невозможно представить быстрый выход на рынок. Ключевая цель указанных стандартов – обеспечить стабильную работу документированной СМК компании-поставщика. Изначально стандарты охватывали отношения предприятий в схеме потребитель-поставщик.

Преимущества от внедрения систем менеджмента качества

Первое и важнейшее решение, которое компания должна принять на пути к повышению качества – это признание необходимости построения системы менеджмента качества. Только так можно обеспечить достойную основу для устойчивого развития.

Организации, внедряющие в свою деятельность системы менеджмента качества, отвечающие требованиям стандартов ISO 9001, получают ряд преимуществ:

  • поставка продукции и оказание услуг, отвечающих требованиям законодательства, нормативных актов и клиентов,
  • упрощение реализации возможностей, связанных с повышением удовлетворенности потребителя,
  • обработка угроз и реализация возможностей, ассоциированных с организационным контекстом и задачами компании,
  • демонстрация соответствия системы менеджмента качества устанавливаемым требованиям.

В сложной динамичной среде организациям приходится стабильно соответствовать требованиям и выявлять будущие потребности и ожидания. Возможные пути совершенствования:

  • коррекция и постоянное улучшение,
  • кардинальные трансформации,
  • реорганизация,
  • инновации.

Стандарты строятся на внедрении процессного подхода к разработке, внедрению и улучшению показателей системы менеджмента качества, а также роста удовлетворения потребителя за счет выполнения его требований.

В области применения ГОСТ Р ИСО 9001 определены требования к системам менеджмента качества для таких случаев, когда организации:

  • нуждаются в демонстрации своих возможностей по непрерывным поставкам продукции и услуг, соответствующих требованиям и ожиданиям клиентов,
  • ориентируются на рост удовлетворения покупателей за счет результативного применения системы (в том числе процессов постоянного ее улучшения и гарантий соответствия требованиям нормативно-правовых документов).

Таким образом, с одной стороны благодаря применению стандартов серии ИСО 9000 предприятия формируют фундамент внедрения систем менеджмента качества предприятия, а с другой – обеспечивают ключевой фактор подтверждения потенциальных возможностей предприятия производить продукцию или оказывать услуги высокого качества.

Опыт показывает, что благодаря реализации систем менеджмента качества значительно снижается количество жалоб и претензий, повышается конкурентоспособность предлагаемых продуктов. При функционировании СМК снижается «скрытое производство», заключающееся в исправлении брака. Внедрение систем менеджмента качества предполагает, что в реализацию качества вовлекаются все сотрудники, задействованные во всех этапах производства продукции. В этом контексте конкурентоспособность продукции рассматривается как ее способность отвечать требованиям рынка, сложившимся в текущем периоде, в сравнении с продукцией компаний-конкурентов. Конкурентоспособность характеризуется большей динамичностью, чем качество. Изменчивость конкурентоспособности связана с реакцией на изменения рынка, провалы и успехи конкурентов, которые предлагают товары-заменители, уровень цен и другие факторы окружающей среды.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.07.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot