Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование интегрированной системы менеджмента качества в организации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Формирование интегрированной системы менеджмента качества в организации

Сущность интегрированной системы менеджмента качества

Определение 1

Интегрированная система менеджмента качества – это часть системы общего менеджмента организации, соответствующая требованиям двух или более международных стандартов на системы управления и функционирующая как единое целое.

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это непрерывно развивающаяся область в управленческой науке. Впервые об ИСМ заговорили в 90-х годах XX столетия. Именно тогда к ней и отнесли следующие стандарты:

  • Система менеджмента качества стандарт ИСО серии 9000 (СМК),
  • Система экологического менеджмента - серия 14000 (СЭМ),
  • Стандарт OHSAS серия 18000 - система менеджмента промышленной безопасности и охраны труда,
  • SA стандарт серия 8000 - система социального и этического менеджмента.

Интегрирование менеджмента компании под международные стандарты важная цель любой организации.

К достоинствам системы можно отнести:

  • согласованные действия внутри компании,
  • количество связей как внутренних, так и внешних в ИСМ сокращается,
  • за счет уменьшения связей, уменьшается общий объем документов,
  • персонал вовлечен в процесс совершенствования деятельности организации,
  • ИСМ способствует балансу интересов в организации,
  • стоимость разработки ИСМ ниже, чем потери, которая несет организация в случае отсутствия согласованности и баланса в компании,
  • уменьшение затрат на сертификацию компании,
  • защита от конкурентов на внешнем рынке,
  • получение от государства инвестиций и кредитов,
  • заключение договора страхования на минимальных процентных ставках.

Целесообразность разработки интегрированной системы менеджмента

Как указывалось выше, у системы ИСМ довольно много достоинств. Обоснованность внедрения ИСМ связана еще с тем, что в ряде промышленных отраслей существуют серьезные требования к системам качества (СМК). На текущий момент в СМК идет большой упор на развитие отраслевой сертификации. В некотором списке производств уже давно используют «отраслевые стандарты». Они были введены еще даже до выхода стандартов ИСО 9000. Например, ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) и GMP (Good Manufacturing Practice) - надлежащая (правильная) производственная практика. ХАССП анализирует риски и критические контрольные точки в пищевой отрасли, а GMP контролирует качество лекарственных продуктов в фармакологической отрасли.

Готовые работы на аналогичную тему

Интеграция этих систем довольно сложна, в отличие от внедрения других стандартов, разработанных на основе международных стандартов интегрированной системы менеджмента качества. Если обычные стандарты отвечают за обеспечение конкурентоспособности организации на внешнем и внутреннем рынке, то две системы, о которых говорилось выше, обеспечивают безопасность выпускаемой продукции и уже на этой основе решаются вопросы конкурентоспособности.

Требования к ИСМ

Требования к ИСМ зависят от МС 9000, которые применяют в организации. На примере ХАССП и GMP, о которых было сказано выше, можно утвердительно сказать, что развитие ИСМ зависит от отрасли организации и стандартов, применяемых в данной отрасли.

Так, в фармацевтической отрасли ИСМ развивается по нескольким направлениям:

  • универсальность, она обеспечивает конкурентоспособность,
  • специализация, которая направлена на обеспечение основных требований, например, требование безопасности при производстве лекарств.

СМК рассматривается не только как система определенных стандартов, основной акцент в этой системе уделяется требованиям безопасности. Поэтому смело можно предположить, что система менеджмента качества обеспечивает не только эффективность, но результативность. Это вызвано тем, что стандарты соответствуют основным понятиям и принципам, которые сформулированы в общем менеджменте.

Внедрение ИСМ осуществляется после полного аудита компании и создания аддитивной модели ИСМ. Аддитивная модель позволяет последовательно добавить к СМК другие системы. Применение модели последовательного прибавления считается экономически выгодным особенно, если СМК уже в компании внедрен. В этом случае в организации уже существует стандартный пакет документов, который остается только переработать и расшить.

Многие компании, которые внедряют ИСМ, ошибочно отождествляют его с общим менеджментом. Интегрированная система менеджмента носит ограниченный характер, несмотря на то, что является более комплексной структурой в отличие от других систем менеджмента. Даже если внедрить в компании все международные стандарты, действующие на текущий момент, ИСМ не будет тождественна системе общего менеджмента. Это связано с тем, что ее область распространения не включает в себя финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

Перед началом внедрения ИСМ необходимо провести аудит компании на соответствие международных стандартов. В компании должна быть внедрена СМК, система экологического менеджмента, необходимо обеспечить персонал системами профессиональной безопасности и здоровья. Помимо этого, на компании оказывает воздействие социальная среда, а именно необходимо обеспечить социальную защищенность для сотрудников. Компании по закону должны обеспечить защиту конфиденциальной безопасности. Пищевые предприятия должны гарантировать безопасность выпускаемой продукции, а также необходимо исследовать удовлетворенность потребителей.

Основным фактором, оказывающим влияние на внедрение ИСМ, является финансовая стабильность и положительная динамика уровня доходности. Это связано с тем, что на аудит компании, который необходим перед внедрением системы, придется потратить существенные средства.

Реализация стратегии предприятия независимо от того, наращивает оно производство или расширяет географию продаж, увеличивает количество филиалов, невозможна без формирования интегрированной системы менеджмента качества в организации. Поэтому основной задачей при создании ИСМ является установление связи между руководителем и персоналом. Фундаментом ИСМ служат стандарты, которые тоже необходимо учитывать перед внедрением.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис