Современный менеджмент является существенно более сложным и отличается от традиционного менеджмента, который применялся во всех отраслях и сферах общественной жизни в течение многих десятилетий.
Менеджмент возник на рубеже 19-20 вв. после напряженного поиска средства повышения эффективности и конкурентоспособности, что на рынке является ключевым для выживания. Неоднократно предприниматели убеждались, что успех организации их определяется не столько финансовыми возможностями, поскольку банкротство могло произойти в любой момент, сколько умением использовать их эффективно, активизировать внутренний потенциал и возможности персонала, поставить вид деятельности по управлению всеми процессами — менеджмент во главу угла.
Традиционный менеджмент исходил из представления процесса управления как форму выполнения ряда функций менеджерами, включающих планирование, организацию, координацию, активизацию и контроль.
Ряд новых важнейших черт отличают современный менеджмент от традиционного. Рассмотрим их подробнее.
Для современного менеджмента характерна интеллектуальность процессов принятия решений. Проявляется это в привлечении в сферу планирования интеллектуальных ресурсов, переходу к многоцелевым планам, которые учитывают противоречия принимаемых управленческих решений и различные их последствия. Решение, в одной сфере эффективное, может вызывать отрицательные последствия или уменьшение эффективности в иных сферах.
В традиционном понимании управления практически не учитывается многоцелевой фактор. Даже если речь идет о нескольких целях, они рассматриваются в изолированном ключе, не как комплекс, а как набор, и планирование производится по готовому шаблону, что приводит неизбежно к ошибкам. Так, одной из ошибок традиционного планирования является применение однокритериального подхода, учитывающего всего один критерий, к примеру доходы или прибыль. В результате достигается одна цель: усилия сосредотачивают на расширении производства продукции за счет сокращения затрат на ее обновление, а затем, отстав от ближайших конкурентов, обновляющих свою продукцию быстро, терпят убытки вместо получения прибыли.
Среди принципов современного менеджмента входит повсеместность и непрерывность внутри организации инновационных процессов. Инновации должны быть созданы не только специализированными службами и отделами по разработками и исследованию, но и превратиться в основные инструменты внутреннего роста эффективности и конкурентоспособности всех подразделений. Развитие каждой организации без внедрения инновационных процессов ее обрекает на быструю потерю рыночной позиции.
Эффективный современный менеджмент основан на формировании в системах управления интеллектуального ядра, состоящего из сети команд, объединяющих талантливейших специалистов и менеджеров, способных выбрать оптимальный путь развития, решать и текущие проблемы, и будущие проблемы всей организации.
Даже для компании среднего размера наличие лишь одной команды совершенно недостаточно. Так же как и не может решать всех задач управления один руководитель, так и не может охватить комплекс проблем развития одна команда. Команды должны быть специализированными, способными гибко изменять свою структуру и состав. Кроме того, одна команда значит, что нет сети команд внутри организации, а существует административно-бюрократическая группа силового влияния на сотрудников, сформировавшаяся при руководителе для поддержки и подтверждения его управленческих решений. В такой команде все думают, как и что надо сказать, чтобы руководителю это понравилось. Современная культура эффективного менеджмента основана на многополярности интересов.
Разветвление когда-то единой системы общего менеджмента и зарождение новых видов менеджмента, как инвестиционный менеджмент, инновационный, маркетинговый и пр.
Современный менеджмент – это сложная модель, включающая в себя средства системного воздействия на фирмы, обеспечивающие рост конкурентоспособности их. Некоторые функции менеджмента преобразовались по мере его развития в самостоятельную систему.
Расширение функционала менеджеров, обогащение содержания их и возникновение других функций, что определяется усложнением управленческой среды, важностью максимального использования внутренних резервов менеджеров, увеличением влияния менеджера на конечный результат, актуальностью роста квалификации менеджеров и интеллектуального уровня руководителей.
Рассмотрим некоторые новые функции менеджмента.
Интенсивность развития и становления самоуправления внутри организации в разных видах: от сети команд специалистов и, децентрализованные самоуправляемые подразделения, включая бизнес-единицы, центр инвестирования, центр ответственности, развитие форм коллективной собственности, когда работники стали собственниками компании, в которой работают.
Развитие самоуправления наиболее важная черта современного менеджмента. В отличие от организаций в России, где в основном решения исключительно принимаются руководством, в зарубежных компаниях видна все более явно тенденция частичной передачи решений, включая стратегические, отдельным подразделениям. Вовлечение в управление персонала приводит к росту качества и производительности труда, снижает расходы, повышает эффективность инвестиций.
Компании, которые к своему менеджеру продолжают политику отношения как к простому работнику по найму, отстают от компаний-лидеров, стремящихся создать обстановку партнерства и коллегиальности во всем, вовлечь в долевое участие в прибыли работников, а зачастую и в собственности компании, создать для них долгосрочную перспективу улучшения уровня жизни.
Использование в менеджменте информационных технологий, качественно меняющих характер труда, ускоряющих коммуникацию и обмен информацией, снижающих неопределенность и риск, вызываемые дефицитом информации, в принятии управленческого решения.
Итак, современный менеджмент можно охарактеризовать как непрерывный поиск новых способов сделать свою фирму более конкурентоспособной, а этого достичь без создания более конкурентоспособного системы менеджмента невозможно.