Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения

Сущность организационных структур в современном менеджменте

Определение 1

Организационные структуры в современном менеджменте – это база реализации на предприятии управленческих функций, научная основа организации системы управления.

В понятие организационной структуры входят следующие компоненты:

  • состав – какие элементы включены в управленческую структуру,
  • подчиненность – кто кому подчиняется, кто кому может давать указания, кто кому должен отчитываться о результатах,
  • взаимодействие,
  • распределение работ, разграничение обязанностей и полномочий между подразделениями и отдельными работниками.
Определение 2

Под организационной структурой предприятия понимают совокупность подразделений и управленцев, возглавляемых высшим должностным лицом (чаще всего – генеральным директором).

Статья: Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Выбор конкретной организационной структуры определяется рядом параметров предприятия, в частности:

  • сроком существования фирмы (чем она моложе, тем более простые организационные структуры будут применяться),
  • организационно-правовой формой (акционерное общество публичного или непубличного типа, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель и т.д.). Некоторые элементы организационной структуры могут устанавливаться для определенных организационно-правовых форм на законодательном уровне – так, например, у акционерного общества существует общее собрание акционеров, а индивидуальный предприниматель должен принимать личное участие в управлении предприятием,
  • сфера деятельности. Управление производственным предприятием имеет существенные отличия от управления организацией, оказывающей услуги, или торговой компанией,
  • масштаб компании (численность сотрудников, количество отделов) – чем меньше, тем более простую структуру можно использовать,
  • задействованные в функционировании предприятия технологии,
  • связи, действующие внутри фирмы и за ее пределами. Уровни взаимодействия крайне важны. Речь идет о том, как взаимодействуют между собой отдельные сотрудники компании, подразделения фирмы и организация с элементами внешней среды (поставщиками, покупателями, конкурентами и т.д.).
«Организационные структуры в современном менеджменте и принципы их построения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принципы построения организационных структур основных типов

Организационные структуры могут быть классифицированы на несколько типов, каждый из которых отличается своими особенностями.

Самой простой структурой управления является линейная. Она возглавляется директором, в подчинении которого находятся руководители отделов. Руководителям, в свою очередь, подчиняются рядовые работники. Эта структура встречается в небольших компаниях, не поделенных на функциональные подразделения. За счет простоты этой организационной структуры достигается быстрота и профессионализм решения задач. Обнаружив, что какая-то задача не была решена в срок, руководитель обращается к начальнику отдела, а тот – в свою очередь – требует отчет у конкретных сотрудников, ответственных за ход решения и выполнения работы. Есть у этой структуры и недостаток: к персоналу предъявляются высокие требования, на них возлагается большая нагрузка. Эта структура может применяться только в малом бизнесе, для предприятий большого масштаба она неэффективна.

По мере роста компании с линейной структурой может произойти ее трансформация в линейно-штабную. Вертикальные связи не претерпевают никаких изменений, но формируется группа советников руководителя – так называемый штаб. Штаб не имеет права напрямую отдавать указания исполнителям, но оказывает влияние на руководителя, в том числе во вопросах формирования и принятия управленческих решений.

При дальнейшем увеличении компании и нагрузки на персонал на смену линейно-штабной структуре приходит функциональная. В этой структуре работы распределяются уже не по отделам, а по выполняемым функциям. Появляются такие должности руководителей, как коммерческий директор, финансовый директор, директор по производству, директор по маркетингу и т.д. При функциональной структуре происходит расчленение организации на части, имеющие собственные задачи и функционал. Развитие компании с функциональной структурой предполагает стабильность окружающей среды. Недостатком функциональной структуры является размытость функций руководящего звена. Например, если возникают проблемы с продажами, генеральному директору сложно определить ответственного – им может быть и коммерческий директор, и директор по маркетингу, и другие директора. Эта проблема связана с пересечением функций руководителей. Преимущество функциональной структуры – обеспечение многопрофильности и поддержка нескольких целей сразу.

В больших компаниях может использоваться линейно-функциональная структура, которая сочетает в себе достоинства обеих. При этом основные связи имеют линейный характер, а дополнительные – функциональный.

Дивизиональная структура, так же как и линейно-функциональная, ориентирована на использование в больших компаниях. Распределение функций в ней осуществляется либо по региональному размещению дивизиона, либо по видам выпускаемой продукции. В рамках дивизиона могут выделяться свои подразделения; он может строиться по линейной или линейно-функциональной схеме. К примеру, в каждом дивизионе может быть свой отдел производства, маркетинга и т.д. Эта структура требует больших затрат на содержание управленческого аппарата.

Матричная структура хороша в условиях рынков, требующих гибкости, постоянного обновления и совершенствования продукции. В рамках этой структуры организуются рабочие группы, действуют принципы двойного подчинения, постоянно осуществляется коллаборация работников, относящихся к разным подразделениям. Главное достоинство этой организационной структуры – возможность легко и быстро внедрить в производство новые виды продукции, гибкость реагирования на изменения во внешней среде. Но двойное подчинение может вызывать возникновение конфликтов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.04.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot