Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образовательный маркетинг

Понятие и сущность образовательного маркетинга

Некоторое время назад многие руководители учебных заведений никак не связывали свою деятельность с маркетингом, рынком. Сегодня отдельные аспекты маркетинговой деятельности присутствуют в школах, ВУЗах и СУЗах. Менеджеры образовательных учреждений осуществляют в первую очередь политику продвижения своих услуг, проводят маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, создают планы маркетинга и разрабатывают маркетинговые стратегии.

Появление рынка образовательных услуг и продуктов поставило перед субъектами данной сферы задачу выбора нового эффективного метода управления. Таким является именно маркетинг, который рассматривается как комплексное управление производством и реализацией образовательных продуктов и услуг.

Определение 1

Образовательный маркетинг – это создание, внедрение и оценка образовательных программ для формирования отношений обмена между учебным заведением и ее клиентами (учащимися) и выполнения главных образовательных и стратегических задач

Также под маркетингом образования понимают совокупность приемов и действий учебного заведения в условиях функционирования образовательного рынка, который превращает желания и потребности потребителей (учащиеся, родители и общество в целом) в доходы образовательного учреждения (материальные и моральные).

Образовательный маркетинг имеет важное значение в развитии экономики страны:

  • маркетинг тесно связан с распространением передовых идей в образовании (разработка и внедрение инноваций и технологий в различных отраслях экономики);
  • развитие системы образования зависит от используемых маркетинговых инструментов (качество и доступность образовательных услуг зависит от широты их ассортимента и напрямую влияет на рост уровня жизни общества);
  • развитие маркетинга платных образовательных услуг (образовательные учреждения существуют за счет бюджета государства и оказания услуг на коммерческой основе).

Особенности маркетинга в образовании

Сегодня рынок образовательных услуг готов предоставить потребителю свой продукт в удобное время и в удобном месте. Схожие образовательные программы и направления подготовки влияют на развитие конкуренции, стирают различия в имидже образовательной организации, затрудняет восприятие, запоминание и узнавание атрибутов бренда субъекта образовательного рынка в сознании потенциальных потребителей. Грамотное применение методологии инструментария маркетинга позволяет выделять образовательное учреждение среди конкурентов, привлекать необходимое количество учащихся и получать доход.

«Образовательный маркетинг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Субъектами маркетинговых отношений в сфере образования являются:

  1. образовательные заведения (школы, университеты, институты, колледжи, центры дополнительного образования);
  2. потребители образовательных услуг (физические и юридические лица);
  3. внешние посредники и в структуре системы образования (первые: службы занятости, биржи труда, финансовые учреждения в целях кредитования образовательной деятельности, вторые: органы управления образованием на всех уровнях, органы аккредитации и лицензирования);
  4. общественные организации, принимающие участие в продвижении образовательных услуг (политические партии, различные объединения и другие некоммерческие организации).

Основные потребители образовательных услуг и продуктов – это учащиеся образовательных учреждений. Они не просто получают определенную услуг, но и формируют отношение и мнение о качестве и особенностях образовательного продукта.

Замечание 1

Эффективный образовательный маркетинг требует активного вовлечения потребителей в процесс выбора будущей специальности, сроков, места и формы обучения, источников финансирования, а также выбор дальнейшего развития (следующая ступень образования или место работы).

Маркетинговые функции образовательных организаций:

  • оказание услуг необходимого объема, качества и ассортимента с учетом требований рынка;
  • производство и оказание сопутствующих образовательных услуг для формирования личности будущего специалиста, закрепление соответствующих компетенцией в выпускнике школы и ВУЗа;
  • оказание информационно-консультационные услуг существующим и потенциальным потребителям, родителям учащихся, работодателям (согласование условий обучения, размеров и порядка финансирования и т.д.).

Маркетинговая стратегия учебного заведения

Эффективная стратегия образовательного учреждения и продвижения продуктов и услуг строится на основе тщательного анализа рынка, возможностей и ресурсов организации.

Ключевыми целями маркетинговой стратегии являются:

  • увеличение клиентов (потребителей образовательных услуг0;
  • рост прибыли;
  • рост рыночной доли;
  • достижение лидерства на рынке.

Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации осуществляется в разрезе элементов комплекса маркетинга, а именно:

  1. товарная стратегия;
  2. ценовая стратегия;
  3. сбытовая стратегия;
  4. стратегия продвижения.
Определение 2

Образовательная услуга – это комплексный процесс, который направлен на передачу знаний, умений и навыков потребителю для удовлетворения общественных потребностей и развития личности учащегося.

Образовательные услуги как товар, реализуются на рынке, который представляет собой совокупность продавцов (образовательные учреждения) и покупателей (учащиеся, студенты и их родители) образовательных услуг.

Принципы формирования <a href=товарной политики образовательного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ">

Рисунок 1. Принципы формирования товарной политики образовательного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ценовая стратегия образовательного учреждения – это выбор возможной динамики цены на услуги в условиях рынка, которая соответствует цели заведения. Спрос на образование формируется вод влиянием изменений на рынке труда и общественного мнения о перспективности специальностей.

Повышенный спрос приводит к увеличению цен на предложение. В частности, экономические и юридические специальности выбирают большинство будущих абитуриентов, соответственно рынок устанавливает повышенные стоимости обучения студента.

Ценовые стратегии формируются исходя из двух главных факторов:

  • характеристик целевых рынков;
  • целей образовательного учреждения.

Распространенными стратегиями ценообразования являются резкое снижение цен на услуги в ответ на предложения других образовательных организаций, а также предложение покупателям внести полную плату за услуги и получить скидку или другую льготу (бонус).

Сбытовая стратегия предусматривает процесс движения услуги или продукта от производителя (продавца) до потребителя. Многие потребители выбирают образовательное учреждение в точки зрения транспортной доступности. Родители чаще отдают детей в школу рядом с домом. Если выбор падает школу далеко от места жительства, то необходимо обеспечение доставки ученика (родители, общественный транспорт). В сельских поселениях организуются доставка учеников школьными автобусами до места учебы.

Коммуникационная политика образовательных учреждений заключается в проведении различных мероприятий, которые не являются прямой рекламой (за исключением организаций дополнительного образования), а носят социально-общественный характер.

К таким приемам относят:

  • дни открытых дверей;
  • образовательные ярмарки и выставки;
  • публичные конференции и семинары, проводимые образовательным учреждением.

Реклама образовательных учреждений осуществляется в основном в СМИ, интернете и социальных сетях. Большую роль играет сарафанное радио между существующими учащимися и будущими учениками или студентами.

Дата написания статьи: 04.09.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot