Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мониторинг и анализ рынка

Сущность, цели и задачи мониторинга рынка

Определение 1

Мониторинг рынка – это плановое систематическое наблюдение за состоянием рынка в целях его изучения и оценки, анализа тенденций (трендов) его развития, а также исследования конкурентной среды.

В системе маркетинга под мониторингом рынка в общем смысле принято понимать непрерывный методический процесс сбора, анализа и распространения информации о внешней деловой среде. Под этой самой «деловой средой» понимается все множество участников рынка и маркетинговой деятельности фирмы. К ним относятся потребители, конкуренты, дистрибьюторы, поставщики, макроэкономическая конъюнктура в целом и пр.

Мониторинг рынка в отличие от анализа рынка должен проводиться на постоянной (регулярной) основе. Его сущностным предназначением выступает сбор и предоставление оперативной информации о рынке и изменениях, на нем происходящих.

Проведение рыночного маркетингового мониторинга является необходимым условием эффективного ведения бизнеса. По результатам проведения рыночного мониторинга компания получает возможность вносить корректировки в управление и маркетинг.

Наиболее близким в русском языке эквивалентом термина «мониторинг» является отслеживание. Чаще всего отслеживанию подвергаются конкуренты и рыночные тренды в целом.

В процессе своего проведения мониторинг рынка преследует определенные цели и задачи. Его основополагающими целями являются:

  • предвидение изменений рыночной обстановки;
  • выявление действий конкурентов;
  • контроль цен в каналах продаж;
  • поиск новых потребителей и партнеров;
  • изучение динамики рыночных процессов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на деятельности компании.

Достижение обозначенных выше целей обеспечивается посредством решения соответствующих задач. К ним относятся анализ рыночной ситуации, определение количественных показателей объемов производства, спроса и рынка, отслеживание тенденций его развития, мониторинг действий основных рыночных игроков, сбор статистики, отслеживание информации касательно маркетинговой активности компании, ее конкурентов и партнеров и т.п.

«Мониторинг и анализ рынка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Методической основой рыночного мониторинга выступает проведение систематического наблюдения, позволяющего на постоянной основе фиксировать отслеживаемые параметры рынка и быть готовым к любым его изменениям.

Сущность и особенности анализа рынка

Анализ рынка («market analysis») – это маркетинговое исследование рынка, направленное на изучение всех аспектов бизнес-среды компании.

Иначе анализ рынка называют маркетинговым исследованием рынка. Проведение подобного рода исследований считается важной составляющей управления маркетингом, а их результаты лежат в основе маркетингового планирования.

Разработке любого маркетингового плана всегда предшествует анализ рынка. Его качественное проведение дает возможность быстро отыскать свободные рыночные ниши, лучше понять целевых потребителей компании и выбрать наиболее привлекательную нишу.

В рамках проведения анализа рынка исследованию могут подвергаться его структура, целевые сегменты, свободные рыночные ниши, продукция компании и цены, потребители и конкуренты. В основе проведения анализа рынка лежит организация и проведение первичных и вторичных исследований.

Основополагающей целью анализа рынка в маркетинге считается формирование информационно-аналитической базы, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинга, и снижение степени неопределенности, с ними связанной. Корректное проведение рыночного анализа позволяет понять структуру рынка и тенденции его развития, деятельность конкурирующих фирм, ожидания потребителей и иные факторы, составляющие бизнес-среду.

Основными задачами маркетингового анализа рынка могут выступать:

  • определение емкости рынка;
  • определение рыночной доли компании;
  • анализ спроса (потребительского поведения);
  • анализ предложения (оценка деятельности конкурирующих фирм);
  • анализ сбытовых каналов и пр.

Чаще всего анализ рынка проводится по двум направлениям. С одной стороны, речь идет об оценке данного момента времени в целях постройки тех или иных параметров рынка. С другой стороны, имеется в виду получение информации и значений, необходимых для прогнозирования.

Порядок и методические основы проведения анализа рынка

Анализ рынка представляет собой сложный процесс, состоящий из восьми этапов, требующих своего последовательного прохождения. В общем виде основные стадии анализа рынка представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Этапы проведения маркетингового анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы проведения маркетингового анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, определяются цели и задачи рыночного анализа. Затем составляется последовательный план его проведения. Далее определяются бюджет затрат и сроки проведения рыночного исследования. На четвертом этапе определяется общая методика рыночного анализа, а также источники сбора необходимой информации. Далее проводится само маркетинговое исследование рынка. На шестом этапе собранная ранее информация подвергается аналитической обработке и систематизации, готовятся наглядные результаты исследования. После составляется сводный отчет. Завершающим этапом выступает подготовка презентации по проведенному исследованию, в которой отражаются его основные результаты и выводы по ним.

В настоящее время единой методологии проведения анализа рынка не существует. Все множество методов условно принято делить на две группы – количественные и качественны. Первые относительно структурированы, объективны и статистически верны. К ним могут быть отнесены эксперименты и обзоры. Вторые не отличаются структурированностью, носят субъективный характер и опираются на выдвижение гипотез. В качестве примера можно привести наблюдения, интервью, фокус группы.

Функции сбора данных для анализа рынка, впрочем, как и само его проведение могут быть обеспечены силами сотрудников самой фирмы или переданы сторонним специализированным организациям на аутсорсинг.

Дата написания статьи: 03.10.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot