Мерчандайзинг как инструмент продажи товаров
Под мерчандайзингом понимают комплекс мероприятий, которые проводятся в торговом зале и направлены на продвижение продукции.
Это одна из составляющих маркетингового процесса, которая определяет методику успешной продажи товара в магазине.
Мерчандайзинг — это деятельность, которая ориентирована на обеспечение максимально эффективного продвижения товара в торговых точках.
Ключевая задача мерчандайзинга состоит в превращении посетителей магазина в покупателей.
Эффективный мерчандайзинг формирует атмосферу побуждения к покупкам в торговом зале. На его грамотную организацию влияет ряд факторов:
- дизайн интерьера магазина;
- свет (освещение);
- правильное расположение товара на полках;
- музыка;
- ароматы.
Различают два вида мерчандайзинга: производителя и продавца. Производитель разрабатывает методику раскладки своих товаров на полках в магазинах. Второй вид предполагает, что при покупке товара продавец может порекомендовать покупателям, что купить.
Цели мерчандайзинга:
- стимулирование потенциальных потребителей выбирать и покупать конкретные товары;
- создание лояльности покупателей к торговой точке, бренду и производителю;
- продвижение товаров в розничной торговле;
- повышение объемов продаж.
Задачи мерчандайзинга:
- информирование покупателей о месте выкладки конкретного товара в торговом зале;
- предоставление полных сведений о самом товаре и его стоимости;
- привлечение максимального внимания к конкретному месту выкладки продукции;
- убеждение покупателей сделать покупку здесь и сейчас;
- управление поведение потребителей (повышение среднего чека);
- управление сбытом (продажа дополнительных товаров).
Мерчандайзинг товара является способом формирования оптимальных условий для контакта потребителя с товаром, посредством визуального или другого способа привлечения внимания с целью вызова желания приобрести продукцию.
Необходимость мерчандайзинга товара обусловлена тем, что 2/3 всех решений о покупке потребители принимают непосредственно в магазине. Даже, если покупка конкретной продукции запланирована заранее, 7 из 10 покупателей принимают решение о покупке того или иного бренда, находясь в торговом зале.
Это означает, что у 9 из 10 потребителей, которые пришли в магазин, еще не сформировано окончательное решение, что именно и какую марку они предпочитают. Поэтому, если сконцентрировать внимание покупателя на определенной марке, т.е. побудить к покупке, то можно увеличить продажи. Этому способствует хороший мерчандайзинг.
Правила и инструменты мерчандайзинга товара
Что работал основной закон мерчандайзинга, что довольный покупатель купит больше товаров по количеству и объему, необходимо придерживаться нескольких правил:
- выкладка продукции с заканчивающимся сроком реализации близко к покупателям;
- точные цены и привлекательные ценники;
- расположение продукции лицом к покупателю;
- один товар не должен загораживать другой;
- максимальная доступность товаров для покупателей;
- размещение товаров импульсивной покупки на видном месте;
- товары, которые быстрее распродаются, должны располагаться на уровне глаз покупателей;
- товары лучше всего выкладывать слева направо в соответствии с движением покупателя по торговому залу;
- для привлечения внимания покупателей, товар и рекламные материалы должны размещаться в горячих точках магазина (вход/выход, касса, углы).
Под инструментами мерчандайзинга понимают все, что находится внутри торгового зала и имеет отношение к продажам товаров.
Основные инструменты мерчандайзинга – это:
- дизайн торговой точки;
- торговое оборудование;
- грамотно спланированный поток покупателей;
- фирменная одежда персонала;
- рекламные материалы.
Для эффективной работы данных инструментов необходима подготовка. Первая часть подготовительного этапа – это создание планограммы, т.е. схемы раскладки товаров на полках и витринах. Она разрабатывается с учетом предпочтений целевой аудитории.
При составлении планограммы учитываются основные характеристики продукции и методы ее выкладки на полках в торговом зале.
Выкладка бывает:
- горизонтальная (товары размещаются на полках так, чтобы посредством ходовых аналогов привлечь потребителей к не совсем популярным товарам, происходит чередование продукции для вызова желания купить);
- вертикальная (однородные товары расположены на одинаковых стеллажах в несколько рядов, крупные товары кладут на нижние полки, а негабаритные на верхние полки);
- дисплейная (организация дополнительных точек продаж, стойка, стенд, где товара располагаются в выгодном ракурсе).
Особенности мерчандайзинга в розничной торговле
Розничный мерчандайзинг определяет набор товаров, которые продаются в торговых сетях, а также методику продажи, приемы выкладки, цены и использование рекламных материалов.
В ритейле не рекомендуют применять одинаковые стандарты работы. Например, для магазинов бытовой техники и электроники, одежд и обуви используются свои цветовые решения оформления торгового зала и различные способы выкладки продукции.
В магазине одежды свой мерчандайзинг, которые предполагает:
- оформление торгового пространства;
- интересный интерьер;
- музыка;
- освещение;
- ароматы парфюма.
Требовательные покупатели уже не просто ходят по магазинам для выбора одежды. Шоппинг должен дарить положительные эмоции.
Мерчандайзинг продуктов питания требует соблюдения строгого контроля за наличием товара на полке и его запасом на складе, истечением сроков годности. Мерчандайзеры следят, чтобы торговое оборудование поставщика не было заставлено товарами конкурентов, чтобы рекламные материалы были в наличии.
Грамотный мерчандайзинг в рознице приводит к повышению объемов продаж. Покупатель, даже зная заранее, что он хочет купить, все равно принимает решение о покупке конкретного бренда пред полками в торговой точке.