Понятие, цель и задачи мерчандайзинга магазина
Торговля бывает оптовой и розничной. Конечные потребители приобретают товары в магазинах, которые входят в торговые сети, являются торговой точкой в единственном экземпляре или фирменной торговой точкой производителя.
В целях привлечения покупателей и продвижения продукции используется технология мерчандайзинг.
Мерчандайзинг магазина – это совокупность приемов и способов повышения объемов продаж торговой точки посредством выкладки продукции и размещения рекламных материалов, которые облегчают доступ покупателей и предоставляют максимум информации о товаре.
Мерчандайзинг в торговле - это не только профессиональная выкладка товара мерчандайзерами, но и первоклассное оформление торгового зала и прикассовых зон рекламными материалами, контроль товарных остатков и изучение поведения конкурентов. Это также оптимальное размещение товаров на полках и прилавках, контроль наличия той или иной товарной группы среди всего ассортимента магазина.
Результат мерчандайзинга – это побуждение желания потребителей выбрать и купить продукцию, представленную на полках магазина.
Отсюда главной целью мерчандайзинга является стимулирование продаж товаров с помощью эффективного их размещения в магазинах.
Основные задачи мерчандайзинга магазина:
- повышение объемов продаж;
- создание лояльности потребителей к конкретным магазинам;
- рост количества постоянных покупателей;
- привлечение внимание потребителей различными акциями и специальными предложениями;
- информирование покупателей посредством рекламных материалов или консультированием продавцами;
- увеличение времени нахождение в магазине и число покупок;
- создание конкурентного преимущества магазина;
- формирование устойчивого спроса на продвигаемую торговую марку;
- поддержание положительного имиджа торговой точки.
Мерчандайзинг в магазине способен продвинуть товары той или иной группы, привлечь покупателей к новинкам определенного сегмента, стимулировать продажи торговой маки, которая теряет свою популярность, а также стимулировать интерес к брендовым товарам.
Принципы мерчандайзинга магазина
В мерчандайзинге есть формула, согласно которой прибыль магазина может повысится от 15% и выше:
ассортимент + расположение + представление + размещение POS-материалов = рост прибыли
Эта формула показывает, что от грамотного расположения товаров зависит объем прибыли.
Мерчандайзеры должны соблюдать следующие принципы в своей работе:
- расположение ходовых и приносящих больше прибыли товаров на уровне глаз покупателей;
- выкладка товаров со сроком годности, который заканчивается, намного ближе к покупателям;
- расположение товара лицевой стороной покупателям;
- не загораживание одного товара другим;
- импульсивные товары должны располагаться на видном месте;
- доступность товаров для покупателей (возможность потрогать и рассмотреть);
- размещения товаров и рекламных материалов в горячих точках магазина (прикассовая зона, вход магазина и др.);
- выкладка товаров слева направо в зависимости от движения покупателей по залу магазина.
Основные задачи мерчандайзера:
- сохранение или увеличение полочного пространства;
- мониторинг ассортимента товаров на складе;
- постоянное пополнение запасов;
- размещение необходимых POS-материалов;
- обеспечение выкладки продукции поставщиков.
[Замечание] Мерчандайзинг магазина формирует выбор посетителей в пользу той или иной торговой точки. Это особенно важно, потому что потребители все меньше поддаются влиянию рекламы [/Замечание].
Основные виды мерчандайзинга магазина
Различают несколько видов мерчандайзинга, который используют магазины:
- перекрестный;
- совмещенный;
- визуальный;
- визитный;
- коммуникативный;
- технический;
- категорийный.
Перекрестный мерчандайзинг предполагает такую выкладка товаров в торговой точке, чтобы они дополняли друг друга. Например, стиральный порошок и ополаскиватель, зубные щетки и пасты и т.д. Для этого в торговых залах формируются тематические зоны: молочная продукция, овощи, товары для дома, для животных и т.д.
Совмещенный мерчандайзинг – это комплекс мероприятий по регулированию выкладки и размещения товаров одно-двух, но не больше четырех компаний-производителей или поставщиков в торговой точке. Например, во всех торговых точках представлена хлебобулочная продукция обычно 2-3 хлебкомбинатов, не более. Главное достоинство данного вида состоит в том, что отсутствует потеря качества одновременно для нескольких торговых марок.
Визуальный мерчандайзинг ориентирован на механическое (машинальное) привлечение внимания покупателей к товару за счет того, что увиденное его заинтересует. В этом случае магазины применяют следующие приемы:
- расположение эксклюзивных товаров в магазинах (товары, приносящие наибольшую прибыль);
- составление необходимых ценников (единый формат ценников, которые не закрывают информацию о товаре на упаковке);
- маркировка и упаковка товара (привлекательная упаковка формирует положительное мнение и отношение к продукции и магазину);
- наличие рекламных материалов (листовки, брошюры, радио, магазинное телевидение, электронные табло и т.д.).
Это все стимулирует покупателей задерживаться в магазине и соответственно покупать больше.
Визитный мерчандайзинг – это, когда один мерчанзайзер работает один с одним поставщиком во всех магазинах, например, одной сети. Он может работать с одним брендом во всех торговых точках одной торговой сети, может дать рекомендации заказчику на предмет внесения изменений в стратегию мерчандайзинга.
Коммуникативный мерчандайзинг – это умение общаться и налаживать коммуникацию с покупателями, сотрудниками магазина, торговой сети. Это технология умелого и грамотного убеждения покупателей в том, что они пришли в правильное место и должны купить именно данный товар здесь и нигде больше
Технический мерчандайзинг – это технологии, используемые при складировании, ремонте или установке торгового оборудования, которое используется для размещения продукции.
Категоричный мерчандайзинг - это работа мерчандайзера только с одной категорией товаров в одном магазине в течение рабочего дня.