Понятие стратегии маркетинговых коммуникаций
Ключевая цель формирования маркетинговых коммуникаций – это воздействие на покупательское поведение для принятия решения о покупке. Это такие элементы, как внешнее оформление товара, упаковка, цена, манеры и внешний вид продавца и т.д. В ходе реализации стратегии маркетинговых коммуникаций определяется этап готовности покупателя, его ответная реакция на различные меры воздействия маркетинговых инструментов, формируются каналы коммуникаций.
Под коммуникационной стратегией понимают часть стратегии маркетинга, которая представляет собой долгосрочный план построения и реализации маркетинговых коммуникаций для достижения стратегических маркетинговых и корпоративных целей компании.
Целью разработки стратегии маркетинговых коммуникаций является организация и синхронизация маркетинговых коммуникаций для достижения их максимальной эффективности в соответствии с поставленными маркетинговыми целями.
При разработке маркетинговой коммуникационной стратегии следует принимать во внимание креативности (творческий подход) в построении коммуникаций с потребителями. Необходимо найти границу между необходимым регулированием коммуникаций и чрезмерным вмешательством в сами маркетинговые коммуникации. Поэтому особую роль играет планирование в системе маркетинговых коммуникаций, которое позволяет во времени определить, как меняются принципы и приоритеты.
Стратегия маркетинговых коммуникаций состоит из следующих элементов:
- цели: формулирование общих целей всего комплекса маркетинговых коммуникаций;
- аудитория: потенциальные и реальные потребители компании и их характеристики;
- товары и бренды: особенности выбора объектов для продвижения;
- сообщение: алгоритм создания эффективного послания по содержанию и форме;
- бюджет: экономическое обоснование целесообразности реализации программы маркетинговых коммуникаций;
- каналы коммуникаций: выбор рациональных и оптимальных медиа-носителей;
- измерения: оценка экономической и коммуникативной эффективности маркетинговых коммуникаций.
Виды стратегий маркетинговых коммуникаций
В процессе выбора стратегий маркетинговых коммуникаций важно учитывать условия и направления деятельности организации.
Известный европейский маркетолог Ж.-Ж. Ламбен выделяет четыре вида стратегий маркетинговых коммуникаций для товаров потребительского назначения в условиях жесткой конкуренции в сфере розничной торговли:
- стратегия втягивания;
- прямой маркетинг;
- аутсорсинг маркетинга;
- торговый маркетинг.
Первая стратегия предусматривает продвижение уникального или инновационного продукта, или дифференцированной торговой марки, используя креативное сегментирование рынка с ориентацией на конечного потребителя рекламы в средствах массовой информации. Целью такой стратегии является воздействие через маркетинговые коммуникации на поведение покупателей, которое должно быть направлено на продвигаемую торговую марку или товар.
Прямой маркетинг означает уход от традиционной розницы и использование безмагазинной маркетинговой стратегии. Потребитель совершает покупки через интернет-магазины или телемагазины, не выходя из дома. Покупки доставляются в указанное им место.
Стратегия аутсорсинга маркетинга – это сосредоточение усилий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в производстве с передачей функций маркетинга четко диверсифицированной группе розничных продавцов, которые реализуют эффективный комплекс маркетинговых коммуникаций.
Под торговым маркетингом понимают отношение к дистрибьюторам как промежуточным покупателям и разработку стратегии маркетинга, которая направлена именно на розничных продавцов. В данном случае оптимальным вариантом является использование интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Также применяют и такие стратегии маркетинговых коммуникаций, как:
- стратегия «проталкивания» - ускорение движения товара конечным покупателям через каналы распределения (методы личной продажи и стимулирования торговли)
- стратегия внедрения на рынок – рост объема производимых товаров без изменений на освоенных рыночных сегментах (привлечение потребителей низкой ценой и рекламой);
- стратегия диверсификации – расширение деятельности компании за счет внедрения нового направления, отличного от основного (использование традиционных и нестандартных средств рекламы, стимулирования сбыта)
- стратегия развития продукта (предложение рынку нового или модернизированного продукта (активное использование рекламы);
- стратегия «вытягивания» (потребители сами заинтересованы в покупке продукта).
Этапы разработки маркетинговой коммуникационной стратегии
Процесс разработки стратегии маркетинговых коммуникаций состоит из нескольких этапов:
- формулирование целей и задач;
- оценка вариантов и выбор стратегии;
- определение комплекса и структуры маркетинговых коммуникаций;
- разработка и утверждение бюджета;
- оценка полученных результатов после реализации стратегии.
Компания может определить для себя следующие цели в рамках разработки маркетинговой коммуникационной стратегии:
- повышение репутации компании в глазах общественности;
- создание определенного имиджа;
- укрепление взаимовыгодных партнерских отношений с постоянными клиентами;
- рост количества клиентов, ушедших от конкурентов;
- привлечение новых потребителей за счет роста начального спроса;
- повышение эффективности работы торгового персонала и др.
Перед непосредственной разработкой стратегии маркетинговых коммуникаций проводят маркетинговые исследования. Собирается необходимая информация о реальных и потенциальных клиентах, их покупательском поведении, размерах рынка, дистрибьюторах и их возможностях, каналах коммуникаций и т.д.
На основе поставленных целей и информации о рынке составляется программа маркетинговых коммуникаций, в рамках которой определяются: целевая аудитория; виды коммуникаций; форма и содержание сообщение для потребителей; каналы передачи сообщения; оценка эффективности влияния сообщения на поведение потребителей.
Бюджет на реализацию стратегии маркетинговых коммуникаций разрабатывается исходя из целей и наличия необходимых денежных ресурсов. Может выделятся конкретная сумма финансовых средств, % от объема продаж или на основе исследования конкурентных материалов.
Оценка результатов предполагает анализ достижения поставленных целей, окупаемости затрат и динамики изменения объемов сбыта и прибыли.