Процесс проведения маркетингового исследования
Любая компания, чтобы понять своих клиентов, конкурентов, контрагентов, проводит маркетинговые исследования. Даже некоммерческие структуры изучают рынок. Многие осуществляют исследования своими силами, кто-то обращается за помощью в специализированные агентства.
Процесс проведения маркетингового исследования – это комплекс мероприятий, которые последовательно выполняются и направлены на обеспечение лиц, которые принимают решения, необходимой маркетинговой информацией.
Оно включает в себя несколько этапов (по Г. Черчиллю):
- определение проблемы;
- выбор проекта исследования;
- определение метода сбора данных;
- разработка форм для сбора данных в ходе проведения опроса и наблюдения;
- проектирование выборки;
- непосредственно сбор информации;
- оценка и интерпретация полученных данных;
- составление отчета о проделанной работе и предоставление результатов заказчику.
Голубков Е.П. некоторые этапы объединил в группы:
- определение проблемы и целей исследования (определение потребности в маркетинговом исследовании, проблемы и постановка целей);
- разработка плана исследования (выбор методов исследования, источников получения информации, методов сбора данных, оставление форм для сбора информации и расчет объема выборки);
- реализация плана исследования (сбор информации и ее анализ);
- объяснение полученных результатов, составление отчета и подготовка его презентации.
Типовой процесс маркетингового исследования состоит из двух фаз: фаза подготовки исследования и фаза его реализации.
В первую фазу входит:
- планирование элементов всего процесса исследования: цели, задачи, методы сбора данных, объекты и субъекты;
- составление дальнейших планов, а именно анализ и представление информации пользователям.
Вторая фаза включает:
- непосредственная реализация плана маркетингового исследования;
- получение данных от респондентов и их представление.
В результате 2-х фаз осуществляется подготовка и передача отчета заказчику исследования.
Основные методы сбора данных
На этапе выбора способов сбора данных необходимо определить:
- где компания будет проводить поиск информации (внутренняя и внешняя вторичная информация или первичные данные);
- как будет ее собирать (какими методами).
Выделяют три метода сбора данных:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент.
В общем виде выделяют следующие методы сбора данных, которые относятся к определенному проекту маркетингового исследования.
Рисунок 1. Методы сбора данных в ходе проведения маркетингового исследования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под качественным исследованием понимают неструктурированный разведочный метод исследования, который производится на небольшой выборке, а также позволяющий разобраться в проблеме маркетингового исследования.
В рамках проведения количественного исследования осуществляется сбор первичной информации в количественной форме, которая анализируется с помощью методов статистического анализа.
Поисковое или разведочное исследование является качественным исследованием. Это проект исследования, которое заключается в рождении идей и сборе данных, которые способствуют понять маркетинговую проблему. В состав поискового исследования входят следующие методы сбора данных:
- работа с литературой (статистические сборники, экономические и иные издания, монографии и учебники);
- анализ избранных случаев (изучение отобранных примеров изучаемого явления, проведение интервью с респондентами, которое обладают определенной информацией);
- экспертные опросы (интервью со специалистами, компетентными в предмете исследования);
- фокус-группы (собеседование, которое проводится с небольшим количеством (6-12) и направленно на обсуждение определенной проблемы).
Дескриптивное исследование – маркетинговое исследование, которое направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков.
В отличие от предыдущего вида маркетингового исследования описательно предусматривает сбор первичной информации. Основными методами сбора данных в этом случае являются опрос и наблюдение.
Опрос – это получение первичных данных непосредственно от респондентов. Различают такие виды опросов, как анкетирование, проведение интервью по телефону, устный опрос и по электронной почте.
Наблюдение предусматривает сбор данных путем изучения поведения людей в различных ситуациях. Оно бывает скрытым, открытым, с использование технических средств фиксации.
Каузальное исследование – это исследование, которое проводится для проверки гипотез относительно причинно-следственных отношений. Основной метод сбора данных является эксперимент. Он бывает лабораторным и полевым (в реальных условиях).
Способы организации маркетингового исследования
Организация маркетингового исследования может проводится:
- силами самой компанией;
- путем создания специальной группы (она может работать постоянно ли создаваться только на период исследования)
- путем привлечения специализированных компаний, маркетинговых или рекламных агентства (занимаются проведением маркетинговых исследований).
Последний вариант выбирают многие компании, но в основном это представители крупного бизнеса или только начинающие предприниматели (для снижения рисков).
Преимущества организации маркетинговых исследований самостоятельно (с помощью специалистов компании или маркетинговой службы):
- низкая стоимость (входит в основные обязанности сотрудников маркетингового отдела, которые работают на окладе);
- дополнительной мотивации персонала не требуется (работники заинтересованы в своей работе, чтобы не потерять место);
- быстрая организация;
- участие заказчика в проведении и контроле.
Основными минусами проведения исследований своими силами являются необходимость постоянного контроля за качеством собираемой информации, проведения тренингов и обучающих семинаров, помимо того, сотрудники не всегда обладают достаточной компетентностью в вопросах маркетинговых исследований
Плюсы обращения в специализированные агентства:
- такие фирмы имеют большой опыт проведения различных исследований, гарантируют качество работ;
- сотрудники агентств имеют специальную подготовку и навыки исследовательской работы;
- постоянный процесс обучения и повышения квалификации;
- быстрота проведения исследования.
Основными недостатками считаются высокий ценник на услуги агентств, а также отсутствия контроля со стороны заказчика, который не может участвовать в процессе сбора данных.