Понятие о маркетинге персонала компании
Ответственным этапом в управлении кадрами компании является маркетинг персонала. Умение подбирать нужных работников и эффективно ими управлять способствует процветанию предприятия на рынке.
Под маркетингом персонала понимают вид управленческой деятельности, которая направлена на долгосрочное обеспечение компании кадрами.
Маркетинг персонала является одним из элементов кадровой политики предприятия и реализуется подразделением управления кадрами.
Маркетинговая деятельность в сфере управления персоналом предназначена для обеспечения конкурентоспособности организации на рынке труда. Это действия компании по проведению исследований и получение данных о состоянии рынка трудовых ресурсов. При этом следует читывать стратегические изменения внутренней и внешней среды предприятия. Результаты исследования способствуют принять эффективные кадровые решения.
Ключевая задача маркетинга персонала – разбираться в вопросах управления кадрами, уметь подбирать сотрудников для эффективного удовлетворения потребности в персонале и достижения целей предприятия
Управление трудовыми ресурсами – это рассмотрение персонала в качестве стратегического ресурса компании, который способствует достижению целей предприятия в долгосрочной перспективе.
Маркетинг кадров направлен на решение следующих задач:
- планирование количества трудовых ресурсов;
- оценка персонала;
- управление карьерой;
- развитие и обучение сотрудников;
- перемещение;
- мотивационные стимулы и т. д.
Маркетинг персонала выполняет ряд функций:
- аналитическая;
- производственная;
- информационная;
- развитие работников;
- управление кадрами.
Важную роль в управлении кадрами играет маркетинговая информационная система, которая представляет собой систему обмена сведениями, позволяющую специалистам по маркетингу персонала анализировать, планировать и реализовывать маркетинговые мероприятия.
Основными источниками маркетинговой информации по кадрам являются учебные программы специалистов в ВУЗах, СУЗах и центрах дополнительного образования, анемические материалы госорганов по труду и занятости, информационные сообщения бирж труда, специализированные журналы по проблемам управления кадрами, рекламные материалы других компаний и собеседования сотрудников отдела кадров, HR-специалистов с потенциальными работниками.
Маркетинг персонала рассматривает кадровый состав компании с двух позиций: как товар и как покупателя. Поэтому и различают рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Персонал – это внутренний и внешний клиент для компании
Выделяют два виды маркетинговых стратегии персонала: внутреннего и внешнего маркетинга. Первая направлена на разработку мероприятий по удержанию уже работающих кадров в компании, а вторая – обеспечение привлекательности предприятия как работодателя на рынке труда.
Стратегия внутреннего маркетинга персонала
Внутренняя маркетинговая стратегия персонала сосредоточена на персонале, который уже работает в компании, и направлена на формирование важных факторов привлекательности рабочего места и создание благоприятного настроя.
Внутренний маркетинг персонала предполагает реализацию программ по развитию привлекательности компании как достойного работодателя. Отсюда ключевой задачей является оптимизация материального и нематериального стимулирования персонала и создание благоприятных условий труда, которые ожидают сотрудники.
Стратегия внутреннего маркетинга персонала играет существенную роль при проведении «закрытой» политики в сфере управления трудовыми ресурсами. В этом случае предприятие не занимается поиском сотрудников из внешних источников, а использует внутренние источники информации. Такая политика позволяет сократить расходы на наем сотрудников «со стороны».
HR-менеджеры, которые ответственные на маркетинговую стратегию персонала, должны обладать достаточной информацией об уровне привлекательности компании как работодателя. Для этого проводятся следующие исследования:
- изучение и оценка текущих и перспективных рабочих мест в организации;
- исследование возможностей и ресурсов для реализации маркетинговой стратегии персонала;
- анализ динамики внутреннего рынка трудовых ресурсов для прогнозирования спроса и предложения рабочей силы;
- исследование и определение целей и задач развития компании в будущем, которые способствую разработке стратегии маркетинга персонала.
Стратегия внешнего маркетинга персонала
Внешняя маркетинговая стратегия персонала - это формирование долгосрочных мероприятий по созданию привлекательности компании для потенциальных работников. Для этого предприятия активно позиционируют себя на рынке труда как благонадежного работодателя.
Элементы стратегии внешнего маркетинга персонала:
- выявление качественной и количественной потребности в персонале на будущее;
- разработка требований к потенциальным работникам, которая проводится на основе штатного расписания, анализа требований к должностям и рабочим местам;
- планирование бюджета на привлечение и наем новых кадров;
- выявление источников и методов привлечения кандидатов на организационные вакансии;
- презентация компании на выставках, ярмарках, на сайте как места работы и передача соответствующей информации до целевых групп потенциальных работников;
- создание плана мероприятий по вхождению нового персонала в компанию.
Виды исследований для разработки внешней маркетинговой стратегии персонала:
- анализ динамики социальных потребностей для выявления мотивов поведения потенциальных кандидатов для работы;
- исследование развития технологий производства для перемен относительно характера труда, требований к квалификации и обучению кадров;
- анализ динамики внешнего рынка человеческих ресурсов для прогнозирования спроса и предложения кадров;
- изучение трудового законодательства и нормативных актов в области охраны труда, занятости для возможных изменений.