Цели и задачи анализа рынка в рамках маркетинговой стратегии
Каждое предприятие функционирует в условиях неопределенности внешней среды. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо владеть достаточной и актуальной информацией о рынке. Выход компании на любой рынок сопряжен с рисками. Чтобы вложенные инвестиции в развитие бизнеса, следует провести анализ рыночной ситуации. Результаты исследования помогут разработать комплекс эффективных действий для достижения поставленных целей и получения прибыли.
Анализ рынка – это сбор, обобщение, систематизация и оценка количественных показателей рынка и продаж. Благодаря полученной информации компания разрабатывает в рамках комплекса маркетинга товарные, ценовые, сбытовые и стратегии продвижения на предстоящий период.
Анализ рынка является инструментом предварительной оценки проблем и проверки положения компании относительно конкурирующих организаций.
Объекты анализа рынка:
- тенденции и процессы развития рынка;
- структура и география рынка;
- емкость рынка;
- динамика продаж;
- барьеры на вход на рынок;
- конъюнктура рынка;
- конкуренция;
- возможности и риски.
Цель анализа рынка состоит в выявлении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса в определенной продукции или услугах. Поэтому первоочередной задачей исследования рынка считается оценка конъюнктуры рынка, т.е. текущего соотношения спроса и предложения.
Основными задачами рыночного анализа являются:
- проведение прогнозных и конъюнктурных исследований;
- определение емкости рынка;
- изучение конкурентов;
- исследование поведения потребителей и т.д.
Результатами анализа рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктуры и определение ключевых факторов успеха.
Чтобы анализ рынка был эффективным, изучение должно носить системный характер, основываться на проверенных данных, осуществлять сбор, обобщение, обработку и анализ полученной информации и применять специальные инструменты анализа рынка.
Процесс исследования рынка
Грамотный анализ рынка – основа принятия эффективной маркетинговой стратегии и оценки перспективы развития бизнеса. Процесс исследования включает изучение: спроса потребителей, конкуренции, возможностей компании и угроз от факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность компании. Знание методики и процедуры проведения анализа рынка позволяет правильно выстроить и развивать бизнес, привлечь инвестиции и минимизировать предпринимательские риски.
Анализ рынка включает несколько этапов:
- обзор отрасли, где функционирует предприятие;
- изучение целевой аудитории;
- исследование конкуренции;
- оценка потенциальных возможностей;
- анализ рисков.
На первом этапе осуществляется общий анализ рынка с привязкой к региону, где функционирует или планирует вести деятельности компания. Обзор отрасли предполагает:
- определение особенностей рынка (занимаемая компанией ниша, как товар/услуга соответствует требованиям рынка, влияние рынка на товар);
- объем и динамика развития рынка (масштабы рынка и перспективы развития);
- проблемы в отрасли (препятствия для развития: отсутствие инфраструктуры, логистики, законодательные основы, состояние экономики и пр.);
- перспективные направления развития (идеи предложения).
На втором этапе проводится анализ потребителей по следующим критериям:
- психологические и социальные (образ жизни, социальный статус, мотивация и др.);
- демографические (возраст, пол, семейное положение, культура, религия, уровень образования, доходы, покупательская способность и др.);
- географические (место жительства целевой аудитории, климатический условия, доступность средств массовой информации, уровень развития региона, экономика и политика, плотность населения и инфраструктура).
Данные параметры закладываются в основу сегментирования рынка. Каждый сегмент выбирает свою маркетинговую политику.
Анализ целевой аудитории осуществляется в рамках проведения маркетинговых исследований. Основными методами получения информации являются: опрос, наблюдение и эксперимент.
Оценка конкурентной среды выполняется для минимизации рисков входа на рынок и работы на нем. Всех конкурентов подразделяют на три типа:
- прямые (компании, осуществляющие такую же деятельность в том же регионе и ориентированные на тех же потенциальных потребителей);
- косвенные (ведут аналогичный вид деятельности);
- потенциальные (компании с аналогичным видом деятельности, но функционирующие в другом регионе).
Анализ конкурентов позволяет получить исчерпывающую информацию о маркетинговой политике: ассортимент, ценообразование, каналы сбыта, система продвижения, популярность и имидж на рынке, сегмент рынка, контрагенты, сильные и слабые стороны.
Основными методами исследования конкурентов являются опросы целевой аудитории, а также метод маркетинговой разведки («тайный покупатель»).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков проводится на основе ряда методов:
- SWOT-анализ;
- PEST-анализ.
- 5 сил конкуренции Портера.
Методы анализа рынка
Для сбора информации о рынке применяют следующие методы:
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент.
В рамках осуществления данных методов компания получает первичную информацию о тенденциях на рынке, поведении и предпочтений потребителей, действий конкурентов и перспективах развития бизнеса.
Более глубокий анализ рынка осуществляется следующими методами и инструментами:
- SWOT-анализ (изучение внутренней среды компании: сильных и слабых сторон, а также внешней среды: возможности и угрозы);
- PEST-анализ (оценка факторов внешней среды и их влияние на деятельность компании: политика, экономика, социум и технологии);
- 5 сил конкуренции М. Портера (поставщики, потребители, конкуренция в отрасли, угроза появления новых конкурентов, угроза появления товаров-субститутов).
Для оценки полученных сведений, а именно количественных данных, используют статистические методы анализа. Они позволяют установить взаимосвязь между переменными, влияние факторов.
Качественные данные также имеет значимость для оценки и принятия решений относительно маркетинговой стратегии. Такая информация обрабатывается вручную и собирается параллельно с количественными сведениями о рынке.
Комплексный анализ рынка способствует получению ясной картины дальнейшей деятельности компании и принятию эффективных решений.