Общая характеристика направлений маркетинговой деятельности
Под маркетинговой деятельностью понимают один из видов деятельности в компании по решению практических задач. Это определение производственных возможностей предприятия, исследование рынка, поиск потребителя и оценка конкурентоспособности продукции и организации.
Основные цели маркетинговой деятельности:
- расширение рынков сбыта;
- повышение объемов продаж;
- увеличение доли на рынке;
- повышение прибыли.
Последняя цель является главной любой коммерческой организации. Для достижения этой цели компания мобилизует все ресурсы, изучает спрос и ориентируется на конкретный рынок и потребности потребителя.
Направлениями маркетинговой деятельности на предприятии являются:
- маркетинговые исследования (сбор маркетинговой информации о внутренней и внешней среде);
- совершенствование товаров и ценовая политика компании;
- организация системы товародвижения (доведение товара до конечного потребителя);
- формирование системы продвижения продукции (реклама, связи с общественностью, личные продажи, стимулирование сбыта).
Все четыре направления дополняют друг друга и становятся основой разработки основных маркетинговых решений в рамках комплекса маркетинга.
Особенности маркетинговых исследований
Маркетинговая деятельность основана на результатах проведенных маркетинговых исследований. Без изучения рынка, потенциальных потребителей, конкурентов компания обречена на провал и потерю вложенных средств и ресурсов.
Маркетинговые исследования – это важное и первостепенное направление маркетинговой деятельности компании. Это поиск, сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о рынке для принятия управленческих решений по производству и реализации продукции
Задачи и направления маркетинговых исследований:
- изучение требований рынка к товару;
- изучение экономической конъюнктуры;
- изучение фирменной структуры рынка;
- изучение форм и методов торговли.
Первое направление заключается в анализе запросов покупателей, а также требований к потребительским свойствам продукции и сопутствующим товарам и услугам. Запросы потребителей и определяют конкурентоспособность товаров.
Решения относительно производства и сбыта продукции принимаются с учетом долгосрочных и краткосрочных тенденций развития рынка и самой компании, а также оценки экономической конъюнктуры в целом и конкретного рынка. Конъюнктурные исследования - это изучение спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментов, составление прогнозов будущего развития рынка.
Изучение структуры рынка – это определение основных групп компаний, которые работают на рынке:
- компании-партнеры или покупатели (заказчики);
- компании-конкуренты;
- нейтральные компании (потенциальные конкуренты или покупатели).
В рамках исследования каждой группы изучается степень их надежности, платежеспособности и конкурентоспособности.
Изучение форм и методов торговли предполагает исследование форм торговли (оптовая и розничная), типов посредников, видов сделок и т.д.
Совершенствование товаров и ценообразование
Товар в системе маркетинговой деятельности – это комплекс полезных свойств, который способен обеспечить потребности потребителей. Товар выступает в двух формах: как материальное благо – изделие, и как вид деятельности – услуга.
Производимые компанией товары требуют постоянного совершенствования с учетом требований рынка. Поэтому предусмотрены некоторые товарные стратегии:
- создание принципиально новой продукции для старого рынка;
- создание новой продукции для нового рынка;
- выход на новый рынок со старой продукцией;
- выход на старый рынок со старой продукцией (отсутствие каких-либо изменений).
Товарная политика тесно связана с ценообразованием. Ценовая политика – это комплекс мероприятий и стратегий управления ценами, искусство установления таких цен, которые соответствуют производственным расходам, рыночной конъюнктуре, требованиям потребителей и приносят ожидаемую прибыль.
Методов и стратегий установления цен на товары и услуги достаточно много. Выделают три основные ценовые стратегии:
- ценовая политика единых (унифицированных цен);
- ценовая политика рыночных цен;
- ценовая политика на основе издержек.
В основе первой стратегии лежит установление единой цены на товар для всех рынков и стран. Вторая стратегия – это определение цены в зависимости от рыночных условий. Ценовая политика на основе издержек предусматривает учет всех расходов и нормативной прибыли предприятия.
Система распределения продукции
Распределение или сбыт – это совокупность мероприятий, направленных на перемещение товара в пространстве и во времени от места производства к месту потребления.
Движение товара от производителя к потребителю осуществляется по каналам сбыта. Это промежуточные звенья, совокупность частных лиц или организаций, которые принимают на себя право собственности на товары в процессе их доведения до конечного потребителя.
Выделяют два канала распределения продукции:
- прямой (нулевой);
- косвенный (одноуровневый, двухуровневый и т.д.)
В первом случае предусмотрен непосредственный контакт между производителем и конечным потребителем. Косвенный канал – это наличие посредников между компанией-производителем и потребителем. Количество посредников может быть разным. Такой канал распределения выбирают компании, которые стремятся к расширению рынков сбыта, роста продаж.
Продвижение товаров
Система продвижения продукции в компании заключается в использовании инструментов и методов, которые позволяют эффективно вывести товар на рынок, стимулировать его продажи и сформировать базу лояльных потребителей.
В комплекс продвижения входят:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- связи с общественностью;
- личные продажи и прямой маркетинг.
Основная цель продвижения – формирование ответной реакции покупателя, а именно удовлетворение от покупки, совершение повторной покупки, распространение положительной информации и рекомендаций.