Понятие и видовой состав маркетинговой деятельности
Маркетинговую деятельность принято отождествлять с творческой деятельностью управленческого характера, ориентированной на обеспечение развития рынков сбыта путем выявления и удовлетворения его потребностей. Иначе говоря, это деятельность в области маркетинга, осуществляемая отдельными специалистами и службами (отделами) предприятия.
Маркетинговая деятельность связана с реализацией функций и решением задач маркетинга. Основной целью ее осуществления считается обеспечение коммерческого успеха фирмы, основой достижения которого выступает эффективное осуществление товарообменных операций как способа удовлетворения нужд и запросов рыночных потребителей. Реализация подобной деятельности в области маркетинга выступает объективной необходимость ориентации бизнеса на учет рыночного спроса, требований и потребностей потребителей.
Маркетинговая деятельность предприятия осуществляется и развивается под воздействием множества факторов. Вся их совокупность условно может быть разделена на группы: внешние и внутренние, подконтрольные и неконтролируемые, стимулирующие и дестимулирующие, прямые и косвенные факторы. Все вместе они определяют возможности совершенствования маркетинговой составляющей деятельности фирмы.
Основу организации маркетинговой деятельности составляют формирование и управление комплексом-маркетинга, так называемым маркетинг-миксом, в основе которого лежит широко известная концепция 4Р. Исходя из этого, основными элементами практического осуществления маркетинговой деятельности считаются разработка и реализация товарной, ценовой и сбытовой стратегии, и также стратегии общего рыночного продвижения. В соответствии с данным подходом видами маркетинговой деятельности можно считать:
- маркетинговые исследования;
- разработку товара (услуги);
- ценообразование;
- организацию рекламы;
- организацию распространения.
Данный подход в большинстве своем отражает не столько виды маркетинговой деятельности, сколько направления и формы ее реализации.
Согласно другому подходу маркетинговую деятельность принято делить на четыре основных вида (рисунок 1)
Рисунок 1. Виды (типы) маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В некоторых случаях представленная классификация дополняется интегрированным видом маркетинговой деятельности, которая ориентирована на удовлетворение тех потребностей и нужд, которые сам потребитель еще не осознал. Рассмотрим представленные на рисунке 1 виды маркетинговой деятельности более подробно.
Продуктовый и производственный маркетинг
В рамках продуктового вида маркетинговой деятельности определяющая роль отводится концентрации бизнеса на качественных характеристиках выпускаемого им товара (услуги). Как правило, в ее основе лежат весьма сильный технологический потенциал хозяйствования с одной стороны, и необходимость построения аналитического прогноза потенциального спроса со стороны потребителей – с другой стороны.
В рамках осуществления продуктовой маркетинговой деятельности фирмы стремятся к проведению регулярного анализа потребительских запросов и ожиданий в отношении будущих характеристик товара, информация о которых позволяет им производить продукт, который в перспективе должен привести к увеличению потребительского спроса. В то же время, как показывает практика, многие организации, уделяя повышенное внимание данному виду маркетинговой деятельности, зачастую упускают из вида запросы рынка, в результате чего возникают риски производства невостребованной продукции и последующих за ним убытков.
Производственный вид маркетинговой деятельности в отличии от продуктового, предполагает ориентацию производства на выпуск продукции (оказание услуг), исходя из показателей эффективности. Особое внимание при этом уделяется издержкам производства и возможностям их минимизации.
В рамках данного направления основной упор делается на производство продукции, ориентированной непосредственно на текущий рыночный спрос по ценам, которые потребители реально готовы заплатить за товар или услуг. Объемы производства и величина издержек при этом определяются на основе анализа платежеспособного спроса.
Считается, что при чрезмерной ориентации бизнеса на производственный вид маркетинговой деятельности появляются высокие риски затоваривания рынка, падения выручки от продаж и как следствие несения убытков.
Сбытовой маркетинг и маркетинг потребительского спроса
Сбытовой вид маркетинговой деятельности нацелен в первую очередь на организацию процесса сбыта и реализации продукции. Он ориентирован на объемы сбыта и их наращивание. В его основе лежит стремление организации к повышению:
- скорости обновления товарного ассортимента с одной стороны;
- ускорению общего товарооборота, с другой стороны.
В рамках данного направления маркетинга основное внимание уделяется анализу текущего платёжеспособного спроса, благодаря эффективному управлению которым у фирмы появляется максимизировать выручку от продаж в краткосрочной перспективе. Основной проблемой здесь считается малое внимание, уделяемое вопросам степени удовлетворенности потребителей, в результате чего может возникнуть ситуация неудовлетворенного спроса, что, в свою очередь, приведет к будущему снижению объемов выручки.
Маркетинг потребительского спроса в отличие от прочих видов маркетинговой деятельности нацелен на обеспечение непрерывности процесса удовлетворения потребностей и нужд потребителей. В данном случае основное внимание концентрируется на отличительных особенностей потребностей различных групп потребителей, а также их изменении. Ориентация на данный вид маркетинговой деятельности позволяет фирмы оперативно адаптироваться к динамике рыночного спроса и своевременно изменять ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции.
В идеале фирма одновременно должна реализовывать различные виды маркетинговой деятельности. Что обычно и происходит на практике.