Понятие и субъектно-объектный состав маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность – это всегда творческий инициативный управленческий процесс, ориентированный на планирование, организацию и контроль реализации маркетинговых мероприятий, направленных на выявление, формирование и эффективное удовлетворение потребностей целевых групп потребителей.
Как управленческий процесс маркетинговая деятельность имеет определенные объекты и субъекты воздействия. К субъектам маркетинговой деятельности относятся профессиональные и непрофессиональные участники рынка. К первым относятся поставщики, конкуренты, рыночные посредники, розничные и оптовые торговые организации, рекламные агентства и специалисты по маркетингу. Вторые представлены потребителями – конечными и промежуточными.
Субъекты маркетинговой деятельности, так или иначе оказывают определенное управленческое воздействие на объекты маркетинговой деятельности.
Под объектами маркетинговой деятельностью в общем смысле принято понимать совокупность элементов, предлагаемых на рынок с целью их обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользующихся спросом. Иначе говоря, это совокупность тех факторов, на которые в процессе своей деятельности ориентируются субъекты маркетинговой деятельности.
Объекты маркетинговой деятельности условно принято делить на две большие группы (рисунок 1).
Рисунок 1. Условная группировка объектов маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данный подход к группировке объектов маркетинговой деятельности является условным. Рассмотрим традиционные и нетрадиционные объекты маркетинговой деятельности более подробно.
Традиционные объекты маркетинговой деятельности
Традиционно, в рамках общепринятого подхода, к объектам маркетинговой деятельности принято относить:
- услуги;
- товары;
- идеи.
Под товарами принято понимать все то, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается на рынке с целью привлечения внимания, приобретения, использования либо потребления (конечного или промежуточного).
Выступая в качестве материальных благ, товары могут быть классифицированы на несколько групп:
- товары индивидуального потребления;
- товары промежуточного назначения;
- товары для социальных нужд;
- товары для государственных нужд.
Помимо этого, товары могут предназначаться для конечного либо промежуточного потребления. Первые используются непосредственно теми лицами, что приобретают товар на рынке, лично для себя, а вторые – для последующей перепродажи или использования в производственном процессе создания материальных благ, подлежащих последующей реализации посредством товарообменных механизмов рынка.
Отдельную категорию товаров составляют товары народного потребления. Они, в свою очередь, делятся на товары предварительного выбора, товары повседневного спроса, товары пассивного спроса и товары особого спроса.
Под услугами в общем смысле понимается форма деятельности, обладающая неким элементом неосязаемости. Иначе говоря, это определенный вид деятельности, заключающийся в создании нематериальных благ. В экономике под услугами понимаются неосязаемые товары, которые могут быть произведены, переданы и потреблены в единый момент времени.
В результате реализации услуг не происходит создание какого-либо материально-вещественного продукта, вместо этого изменяется качество уже имеющегося продукта. В некоторых случаях их также принято называть «скоропортящимися товарами».
Услуги могут быть бытовыми, производственными, финансовыми, транспортными, интеллектуальными, социальными, услугами связи и пр. Так или иначе, их основными свойствами являются: неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества и неотделимость от источника.
Услуги, их качество и содержание всегда зависят от конкретного исполнителя, их невозможно заранее заготовить и/или складировать в ожидании сезонного роста спроса.
Идеи в рамках маркетинга представляют собой некий прообраз товара и услуги, который в будущем может быть воплощен в реальность. Выступая в роли объекта маркетинговой деятельности, идеи тесно связаны с услугами интеллектуального характера. Они отличаются высокой степенью нематериальности и испытывают постоянную потребность в «материализации» задолго до момента самого принятия решения о покупке.
Описанные выше объекты маркетинговой деятельности являются базовыми (основными). Они реализуются и перепродаются посредством рынка, а их продвижение обеспечивается посредством маркетинга.
Нетрадиционные объекты маркетинговой деятельности
К числу нетрадиционных (прочих) объектов маркетинговой деятельности могут быть отнесены:
- организации;
- отдельные люди;
- территории.
Предприятия и организации представляют собой особую категорию объектов маркетинговой деятельности. Фактически они отражают собой все множество субъектов хозяйствования, вовлеченных в процесс маркетинговой деятельности и испытывающих на себе ее влияние. При это организации и предприятия могут быть как уже существующими, так и находящимися в стадии проектирования.
Особая роль в рамках организаций как объектов маркетинговой деятельности отводится их ресурсному содержанию. В частности, речь идет о фондах и средствах хозяйствующих субъектов, организационных структурах предприятий и иных их атрибутах.
Люди как объекты маркетинговой деятельности представлены определенными личностями, испытывающими потребность в маркетинговом воздействии. К ним могут быть отнесены певцы, артисты, олигархи, политики и иные персоналии. Следует понимать, что речь в данном случае идет не только о каких-то известных и выдающихся личностях, но и весьма масштабном рынке трудовых ресурсов.
Территории и территориальные образования также могут выступать в качестве объектов маркетинговой деятельности. К ним могут быть отнесены земли, предназначенные для жилищного строительства и строительства зон отдыха, зоны хозяйственной застройки и пр.