Маркетинг в сфере образования и науки
Маркетинг в сфере образования – это маркетинг образовательных услуг.
Маркетинг в сфере образования имеет свою особую специфику. Его объектами выступают не традиционные товары, имеющие материальную форму, а услуги, носящие образовательный характер. Образовательные услуги предназначены для удовлетворения личных, групповых и общественных потребностей, то есть потребностей конечных потребителей, предприятий-работодателей и государства в целом. В то же время они, как и услуги в целом, характеризуются неосязаемостью, неотделимостью, непостоянством качества, недолговечностью и отсутствием владения. Их особенностями считаются:
- высокая степень зависимости от места оказания образовательных услуг и места проживания самих обучающихся;
- сезонность либо дискретная периодичность;
- относительно высокая длительность исполнения;
- рост потребности в услугах по мере удовлетворения образовательных потребностей;
- совпадение начального момента потребления образовательных услуг с их преподаванием;
- отнесение образовательных услуг к категории общественных товаров;
- отсроченность выявления результативности образовательных услуг и пр.
Все эти особенности и определяют специфику маркетинга в сфере образования. Его объектами выступают идеи, организации, кадры и территории. По большому счету, объектами маркетинга образовательных услуг могут выступать любые объекты, пользующиеся спросом на рынке образования, которые могут быть обменены на другие блага. Потребители образовательных услуг большое внимание уделяют не только самим образовательным программам, но и месторасположению образовательного учреждения, наличию необходимой инфраструктуры и пр. Особое значение при этом играет общественный престиж и статус образовательного заведения, сама организация образовательного процесса, квалификация преподавательского состава и наличие востребованных специальностей подготовки.
Маркетинг, реализуемый в сфере образования, имеет двойственную природу, а именно – одновременно носит коммерческий и некоммерческий характер.
В конечном счете, его основными целями выступают:
- создание, продвижение и реализация образовательных продуктов и услуг;
- получение благоприятного социального эффекта.
С опорой на маркетинг проводится анализ спроса на образовательные услуги, определяется влияние различных факторов рынка труда на результаты деятельности образовательных учреждений, а также выявляются закономерности формирования востребованных специалистов. В конечном счете, для каждой образовательной системы, вне зависимости от ее принадлежности к частному или государственному сектору, разрабатывает своя маркетинговая политика.
В современном мире роль маркетинга в образовательной среде крайне высокая (рисунок 1).
функции маркетинга образовательных услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Основные функции маркетинга образовательных услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 1, маркетинг не только способствует расширению ассортимента образовательные услуг, производству и реализации соответствующих образовательных продуктов, способных удовлетворить потребности общества, но и повышает качество образования в целом. За счет удовлетворения образовательных потребностей населения обеспечивается получение положительного социального эффекта.
В последние десятилетия маркетинг все прочнее проникает во все сферы жизни человеческого общества. Не является исключением и научная среда. Отчасти маркетинг в сфере науки схож с маркетингом образовательных услуг, но при этом имеет свою специфику. Определяется она, в первую очередь, особенностями товаров и услуг в сфере науки. С одной стороны, они способствуют организации образовательного процесса, а с другой – могут выступать самостоятельным объектом купли-продажи.
По большому счету, маркетинг в сфере науки нацелен на стимулирование и популяризацию научной деятельности, создание, продвижение и реализацию научных продуктов, а также получение положительного социального эффекта. Его основными инструментами можно считать рекламу и PR. В самостоятельное направление он выделяется достаточно редко. Чаще его принято интегрировать в социальный маркетинг образовательной среды.
В конечном счете, основным функциональным предназначением маркетинга в сфере образования и науки выступает исследование рынка образовательных и наукоемких товаров и услуг, анализ конкурирующих организаций, отдельных образовательных и научных программ, а также рыночное продвижение услуг и выстраивание системы маркетинговых коммуникаций с выбранными целевыми потребительскими группами.
Маркетинг в сфере творчества
Маркетинг в сфере творчества – это маркетинг культуры и искусства.
Творческие процессы находят свое воплощение в деятельности художников, писателей, архитекторов, музыкантов, актеров и иных творческих личностей. Продукты их творческого труда формируют сферу культуры и искусства, в которых маркетинг выступает в роли некой технологии по достижению рыночных сегментов, наиболее вероятно заинтересованных в продукте посредством адаптации нему коммерческих переменных. Под коммерческими переменными в данном случае имеются в виду такие элементы комплекса маркетинга, как цена, место и продвижение.
Центральным звеном маркетинга в сфере творчества выступает работа с художественными продуктами, которые также имеют свою специфику. Кроме того, в творческой среде маркетинг помимо стандартных элементов маркетинг-микса (продукт, цена, сбыт, продвижение) включает в себя еще три компонента – людей, физическое присутствие и процесс.
Основополагающей целью маркетинга сферы творчества принято считать формирование клиента и удовлетворение его потребностей с опорой на миссию организации. Если в коммерческой среде основополагающей целью считается получение прибыли, то в сфере творчества, культуры и искусства маркетинговая деятельность приобретает в некотором смысле миссионерский характер, а сами организации меняют свою ориентацию на удовлетворение эстетических потребностей, переходя от непосредственно экономических задач к художественным.