Понятие и сущность маркетинга в области международного туризма
Маркетинг в области международного туризма – это международный маркетинг, реализуемый в сфере туризма, выходящего за пределы национальных границ государств.
В сфере международного туризма маркетинг принято рассматривать в качестве комплекса мероприятий, связанных с исследованием производственно-сбытовой деятельности туристских предприятий, нацеленной на максимизацию удовлетворения рыночного спроса на услуги в сфере международного туризма посредством анализа всех факторов, включая изучение желаний и потребностей потенциальных международных путешественников, и оказывающей влияние на продвижение товаров и услуг от производителя к потребителям. Важную роль при этом играет максимизация прибыли.
Нередко маркетинг в области международного туризма отождествляют со своего рода системой управления торгово-производственной предпринимательской деятельностью фирмы, ориентированной на максимизацию удовлетворения рыночного спроса на туруслуги.
Так или иначе, основными тенденциями развития международного маркетинга в туристской сфере в России выступают:
- рост числа иностранных туристских компаний;
- активное развитие собственной маркетинговой деятельности;
- интеграция в сфере гостиничного хозяйства;
- разнообразия туристских ресурсов и пр.
В конечном счете, деятельность многих турфирм на международном туристском рынке сводится к двум направлениям – приему иностранных туристов и продвижению выездного туризма.
Специфика и особенности маркетинга в области международного туризма
Маркетинг, реализуемый в сфере международного туризма, имеет свои особенности, которые существенно отличают его от традиционного маркетинга товаров и услуг. Эти особенности обуславливают его специфику. Рассмотрим ее более подробно.
Прежде всего, специфика маркетинга, реализуемого в области международного туризма, определяется теми характерными отличиями и особенностями, которые присущи самому туристскому продукту как комплексу услуг, создаваемых в рамках одного государства и реализуемых в другой стране. Специфика турпродукта в международном туризме проявляется в следующих его особенностях (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые особенности турпродукта в сфере международного туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Неоднородность туристского продукта проявляется в отсутствии единообразия в исполнении одних и тех же услуг. Его нематериальность опосредована невозможностью дать оценку услуге до того момента, пока она не будет оказана (фактически исполнена). Кроме того, туристские услуги не подлежат хранению, а неиспользованные услуги не могут быть восстановлены. Наконец, услуги, оказываемые в сфере международного туризма, потребляются исключительно в местах их производства и не могут быть перенесены в другое место.
Особое значение в маркетинге, реализуемом в сфере международного туризма, отводится качеству. Как показывает опыт, туристы все чаще обращают внимание на то, как их встретили, как с ними обращается персонал и пр.
Наконец, следует отметить, что в сфере международного туризма маркетинговые функции, опосредованные планированием производства и разработки новых турпродуктов, ценообразованием, продвижением и реализацией услуг, обычно распределяются между двумя или несколькими иностранными компаниями, сотрудничающими между собой.
Все эти особенности неизбежно накладывают свой отпечаток на концепцию маркетинга в области международного туризма. В результате к числу основных задач международного туристского маркетинга относятся:
- изучение и анализ рынка международного туризма, включая оценку потенциального спроса, предъявляемого на международные путешествия, которые компания способна предложить потенциальным клиентам;
- обоснование необходимости разработки и планирования оказания международных туристских услуг в объемах, по ценам и качеству соответствующим спросу, на них предъявляемому;
- обеспечение продвижения и реализации услуг, оказываемых в сфере международного туризма и пр.
Одной из важнейших задач маркетинга туристской организации, функционирующей на рынке международного туризма, при этом выступает получение в результате реализации указанных выше мер максимальной прибыли.
Концептуальные основы маркетинга в области международного туризма
На сегодняшний день международный туризм по праву считается одной из ведущих отраслей мировой экономики. Он стремительно развивается, даже несмотря на кризисные явления в отрасли, и сопровождается глубокими структурными изменениями, касающимися процессов производства и распределения туристских услуг. С одной стороны, имеет место быть постоянная сегментация и диверсификация спроса и предложения в сфере международных туристских путешествий. С другой стороны, речь идет об интеграции и глобализации производства и распределения турпродукта, резком обострении рыночной конкуренции, причем не только на уровне хозяйственных субъектов, но и между различными туристскими центрами, регионами и странами.
В подобного рода условиях маркетинг обрел невероятно высокую популярность и стал использоваться практически всеми туристскими предприятиями. К последним относятся туристские фирмы, гостиничные организации, транспортные компании, экскурсионные бюро, предприятия сферы общественного питания и т.п. Главным для них в маркетинговой политике выступает борьба за выживание и укрепление рыночных позиций в отрасли международного туризма.
Обозначенные нами ранее особенности туристского продукта и задачи, стоящие перед маркетингом, предопределяют сущность концептуальных основ маркетинга в области международного туризма. Сущность этой концепции заключается в том, что исходной позицией маркетинговой деятельности турфирм выступает наличие доступных рынков и потребительского спроса на международный туризм. Таким образом, формируя маркетинговую программу, туристская компания, специализирующаяся на оказании услуг в области международного туризма, должна иметь четкое представление о территории сбыта, целевых сегментах рынка, а также о том, на какой турпродукт и когда проявляется спрос, а также, какие цены окажутся приемлемыми для потенциальных покупателей.
Иначе говоря, маркетинг в сфере международного туризма призван помогать турфирмам предлагать и реализовывать свои услуг в том месте, в то время, в том количестве и такого качества, а также по таким ценам, которые были бы способны устроить выбранную ими группу международных туристов.