Понятие и сущность информационных технологий
Информационные технологии – это процессы, основанные на использовании совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи данных, необходимых для получения информации нового качества касательно того или иного объекта, явления или процесса.
Основополагающей целью и сущностным предназначением информационных технологий выступает производство информации, на основе анализа и оценки которому принимаются решения, относительно выполнения каких-либо действий.
В основе информационных технологий лежат следующие принципы:
- гибкость процессов изменения данных и постановки задач;
- интегрированность с прочими программными продуктами;
- интерактивность режим работы с компьютерными системами.
К числу основных разновидностей современных информационных технологий принято относить информационные технологии, предназначенные для обработки данных и для управления, технологии автоматизированного офиса, информационные технологи экспертных систем и поддержки принятия решений.
На современном этапе развития человеческого общества информационные технологии получили невероятное развитие – сегодня они используются практически во всех сферах жизни человеческого общества. В системе маркетинга их справедливо рассматривать с двух сторон – как объект рыночного спроса с одной стороны, и как средство аналитической обработки маркетинговой информации – с другой стороны. В первом случае речь идет о рыночном продвижении, купле и продаже программных решений в области информационных технологии, а во втором – об их использовании в маркетинговой деятельности фирм.
Содержание и особенности маркетинга информационных технологий
Маркетинг информационных технологий принято рассматривать в контексте традиционного маркетинг-микса («4Р»), включающего в себя анализ продуктовых решений, ценообразования, распределения и продвижения.
В значительной степени специфика маркетинга информационных технологий определяется особенностями самой отрасли ИТ-технологий, предметом купли-продажи в рамках которой выступают технологии, связанные с организацией процессов получения, обработки, хранения и передачи информации посредством использования телекоммуникационных и компьютерных устройств.
Обычно ИТ- компании используют две модели ведения бизнеса – сервисную и продуктовую (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые бизнес-модели ИТ-продуктов и услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первом случае речь идет об оказании ИТ-услуг, предназначенных для удовлетворения конкретных нужд заказчика, а во втором – о реализации собственных программных продуктов, которые нередко разрабатываются компаниями на свой страх и риск.
Помимо продуктовой модели в маркетинге информационных технологий важную роль играет определение ценности, которую компания предлагает клиенту. Далее следует принятие решения по ценам. К числу основных инструментов, используемых в ценообразовании в ИТ-отрасли, эксперты относят прейскурант, систему скидок, условия предоставления кредита и установление периода оплаты.
Также маркетинг информационных технологий предполагает необходимость принятия решений относительно каналов распределения. В частности, речь идет о выборе и построении каналов дистрибуции, отличных по своей длине и уровню. Определяющую роль при выборе дистрибуционных моделей играет сложность и специфика продукта, а также особенности целевой аудитории, для которой она предназначена.
Наконец, в рамках маркетинга принимаются решения относительно маркетинговых каналов коммуникации, посредством использования которых обеспечивается рыночное продвижение ИТ-товаров и услуг. К числу традиционных способов продвижения в отрасли ИТ-технологий относятся реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и связи с общественностью. Их выбор также определяется продуктовой спецификой информационных технологий и особенностями рынка, в рамках которого они продвигаются (продаются).
Основы построения и использования маркетинговых информационных систем
На сегодняшний день информационные технологии в маркетинге наиболее активно применяются в тех его сферах, где имеет место быть потребность облегчения процессов анализа маркетинговой информации и принятия соответствующих решений. Чаще всего это касается традиционных элементов комплекса маркетинга. Свое практическое воплощение использование информационных маркетинговых технологий находит в маркетинговых информационных системах (сокращенно – МИС).
В общем смысле под информационными системами в маркетинге принято понимать целостное множество персонала, оборудования и процедур, предназначенных для обеспечения процедур по сбору, обработке, анализу и распределению маркетинговой информации, отличающейся точностью, своевременностью и достоверностью и необходимой для принятия управленческих решений.
Типовая маркетинговая информационная система состоит из трех базовых компонентов и включает в себя оборудование по сбору и обработке информации, методические приемы сбора и обработки информации, а также специалистов, осуществляющих сбор и обработку информации.
С функциональной точки зрения маркетинговая информационная система включает в себя четы базовых подсистемы:
- внутреннюю отчетность;
- внешнюю маркетинговую информацию;
- маркетинговые исследования;
- анализ маркетинговой информации.
Вся маркетинговая информация, лежащая в основе функционирования маркетинговых информационных систем, может быть получена фирмой как из внешних, так и из внутренних источников.
В рамках деятельности организации сущностным предназначением маркетинговых информационных систем выступает выполнение маркетинговых задач и содействие гибкой и оперативной работе с потребителями. Работа любой маркетинговой информационной системы всегда опирается на использование компьютерной техники и современных информационных технологий