Сущность, цели и задачи предпринимателя
Основным субъектом предпринимательства (бизнеса) является предприниматель. Это не наемный работник, а независимое лицо, которое в целях получения прибыли создает юридическое лицо - предприятие. Предпринимателями могут быть и частные лица.
Сущность предпринимателя или бизнесмена состоит в том, чтобы:
- управлять компанией и создать первоначальный капитал;
- использовать полученную прибыль по своему усмотрению: вкладывать в развитие производства, расширять направления деятельности и т.д.;
- быть ответственным за все принятые решения по ведению бизнеса.
Субъектом предпринимательства являются не только предприниматели, но и потребители, государство, наемные сотрудники, партнеры по бизнесу. Но основным контрагентом предпринимателей выступают заказчики (потребители) и государство.
Выделяют два направления предпринимательской деятельности. Это собственное производство товаров или услуг, а также работа в качестве посредника по передаче продукции от производителя потребителю.
Основными формами предпринимательства являются индивидуальное и коллективное предпринимательство. Последнее в свою очередь включает:
- полное товарищество;
- товарищество на вере;
- общество с ограниченной ответственностью;
- общество с дополнительной ответственностью;
- закрытое акционерное общество;
- открытое акционерное общество.
Цели предпринимательства могут различаться:
- по содержанию: экономические, социальные, производственные, научно-технические;
- по времени реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
- по виду управления: оперативные, тактические, стратегические;
- по значению: цели развития компании, цели функционирования и т.д.
Все указанные цели направлены на повышение эффективности производства, снижение себестоимости продукции, услуг или работ за счет уменьшения материалоемкости продукции, трудоемкости продукции, общепроизводственных издержек.
Основные задачи предпринимательства для достижения поставленных целей решаются в соответствии с политикой организации. Выделяют две группы задач:
- комплекс задач, осуществление которых положительно влияет на успех инновационной работы компании;
- комплекс мер по росту эффективности процессов производства или посреднической работы.
Предпринимательской деятельностью может заниматься любой человек, но не каждый обладает способностью вести бизнес. Его характеризуют рискованность, ответственность, самостоятельность, динамичность, самоокупаемость, инициативность и активный поиск нового.
Взаимоотношения предпринимателя и потребителя
В процессе взаимоотношений между предпринимателем и потребителем у каждых своих роль. Активным субъектом считается компания, а пассивным – покупатели. При оценке взаимодействия обоих субъектов рынка потребитель является индикатором предпринимательской деятельности. При планировании своей работы предприниматель должен учитывать запросы, интересы, ожидания и оценки потребителей, который могут быть положительными и отрицательными. Отсюда цель предпринимателя заключается в необходимости завоевания потребителей, формирования круга лояльных клиентов.
В современных условиях взаимоотношения «предприниматель-потребитель» направлены на удовлетворение не только материальных, физических, но и духовных потребностей. Поэтому для повышения спроса, роста числа постоянных потребителей и увеличения продаж предприниматели активно занимаются решением социальных проблем обществ. Потребители стали компетентными в процессе выбора товаров и услуг. Перенасыщенный рынок, наличие подделок, некачественной продукции по высоким ценам и т.п. вынуждает покупателей серьезно подходить к принятию решений о покупке.
Предприниматели используют различные способы и инструменты воздействия на потребителей:
- качество;
- соответствие государственным стандартам;
- доступность товара (цена);
- степень универсальности продукции;
- новизна товара и его соответствие желаниям покупателей;
- отличительные свойства и характеристики товара от товаров конкурентов;
- внешний вид и упаковка;
- привлекательность маркетинговых коммуникаций;
- возможность послепродажного обслуживания.
Если компания функционирует на рынке давно и имеет базу постоянных клиентов, то для поддержания и сохранения спроса на свою продукцию необходимо предпринимать меры их удержания. Привлечение новых покупателей обойдется намного дороже.
Основные способы достижения данной цели:
- всегда ставить себя на место клиента (понять их желания, запросы и потребности);
- воздавать возможность общения клиентов непосредственно с руководством (повышает имидж, репутацию компании в глазах потребителей)
- избегать излишнего бюрократизма, который отпугивает многих клиентов;
- обязательно поддерживать связь с клиентами после продажи товара (напоминать о себе, поздравлять с праздниками, рассылать новые предложения).
Рынок не может существовать без гармоничных отношений между предпринимателями и потребителями.
Основные способы влияния на спрос потребителей
Спрос – это величина непостоянная, поэтому его оценка производится в динамике. Выделяют ряд основных факторов, которые влияют на потребительский спрос:
- уровень доходов;
- влияние рекламы на предпочтения потребителей;
- влияние модных тенденций на предпочтения потребителей;
- уровень цен на взаимозаменяемые товары;
- уровень цен на дополнительные или сопутствующие товары;
- ожидание изменения цен;
- время потребления или использования товара;
- доступность товара;
- численность населения;
- время года.
Это неполный список факторов, которые влияют на формирование спроса. При постоянной цене и изменении вышеуказанных факторов спрос меняется. Потребители готовы покупать больше или меньше товаров по одинаковой цене. Или покупатели готовы заплатить больше за одно и тоже количество товаров. Чтобы повлиять на изменение спроса, преимущественно в его рост, эти факторы вызываются искусственно.
Способы или инструменты влияния на спрос потребителей:
- различные виды рекламы;
- стимулирование сбыта;
- PR-акции и мероприятия;
- личные продажи и прямой маркетинг.
С помощью маркетинговых технологий (традиционных и нестандартных) можно создать спрос на определенную продукцию, возобновить падающий спрос или сократить отрицательный спрос.