Понятие и виды конкуренции товаров в маркетинге
В широком смысле слова под конкуренцией понимают соревнование или соперничество людей, компаний в целях достижению определенных целей или лучших результатов.
В маркетинге конкуренция - это ситуация соперничества между двумя и более коммерческими предприятиями за своего клиента и рынок.
Конкуренция – это естественная составляющая свободной рыночной экономики. Она и является гарантией повышения эффективности экономики страны.
Постоянно изменяющая маркетинговая среда приводит к тому, что компании вынуждены конкурировать между собой, чтобы иногда просто выжить на рынке. Успех организации зависит от того, насколько ее продукция будет пользоваться спросом среди конкурирующих товаров.
Основной смысл конкуренции в маркетинге – это борьба за лидирующее положение компании и товаров на рынке.
Конкуренция – это одновременно и фактор, и следствие маркетинговой деятельности различных фирм. Именно соперничество и заставляет организации создавать в своих структурах маркетинговые подразделения.
Выделяют три вида конкуренции в маркетинге:
- функциональная;
- видовая;
- предметная.
Первый вид конкуренции появляется тогда, когда есть возможность удовлетворить потребности клиентов различными способами. Продукты питания удовлетворяют потребности в еде, одежда – в безопасности, книги – в саморазвитии и т.д.
Второй вид конкуренции – это ситуация, когда существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся каким-то одним важным параметром для покупателя. Например, холодильники разных торговых марок могут отличаться друг от друга дизайном и различными функциональными особенностями. Для одних потребителей важно размещение морозильной камеры внизу, для других удобно сверху.
Предметная конкуренция имеет место тогда, когда различные компании производят практически одинаковые товары, которые отличаются только качеством. Наглядный пример – это компьютеры. Они собираются из одних и тех же комплектующих, то отличаются качеством сборки.
Особенности ведения конкурентной борьбы на рынке
Конкуренция – это борьба между производителями товаров, компаний-продавцов за более выгодные условия производства и реализации продукции.
Конкуренция – это регулятор темпов и объемов производства. При этом она заставляется производителей внедрять инновации и результаты научно-технических исследований, тем самым повышать производительность и организацию труда.
Конкуренция – это определяющий фактор регулирования цен, стимул инновационных процессов (внедрение новых идей и изобретений). Она позволяет вытеснять из производства неэффективные компании, рационально распределять ресурсы и устранять диктат производителей - монополистов по отношению к покупателям.
Конкуренция условно подразделяется на добросовестную и недобросовестную.
Добросовестная конкуренция – это ведение конкурентной борьбы честными методами, которые не противоречат законам и правилам ведения бизнеса.
Основными методами добросовестной конкуренции являются:
- повышение качества продукции;
- снижение цен (ценовая война);
- рекламная деятельность;
- до – и послепродажный сервис;
- разработка новой продукции с учетом НТП.
Классическая форма конкурентной борьбы является манипулирование ценами. За счет ценовой игры происходит вытеснение более слабых конкурентов и проникновение на уже освоенный рынок.
Эффективной формой ведения конкурентной борьбы считается борьба за качество предлагаемых товаров и услуг. Выход на рынок товаров более высокого качества затрудняет действия конкурентов.
Но существуют и не совсем законные методы ведения конкурентной борьбы. Это недобросовестная конкуренция.
Основными ее методами являются:
- промышленный шпионаж;
- фальсификация;
- подкуп и шантаж;
- махинации с отчетностью;
- сокрытие дефектов и т.д.
Также сюда относят научно-технический шпионаж. Любая разработка является источником получения прибыли, если она находит свое применение на практике.
Структура и стратегии конкуренции
Различают четыре конкурентные структуры:
- монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция;
- чистая конкуренция.
В первом случае на рынке присутствует только одна компания-производитель (имеет патент на товар) или обслуживающая организация (например, газификация, электроснабжение, отопление). Обычно к монополиям относят государственные предприятия (почта, ж/д, метро). Такие компании должны устанавливать цены ниже себестоимости, если товар и услуга имеют общественно важное значение.
Олигополия – это существование на рынке большое количество крупных компаний, имеющих основную долю продаж в какой-нибудь отрасли. Это актуально на автомобильном рынке, электротоваров и информационных технологий.
Монополистическая конкуренция – это ситуация, когда существует на рынке большое число предприятий, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. В широком ценовом диапазоне. Компании стремятся добиться отличительного преимущества своих товаров и предлагают покупателям различные вариации своей продукции для разных сегментов. Такие организации используют в своей деятельности активную рекламу, разнообразную упаковку и методы личной продажи.
Чистая конкуренция имеет место при большом количестве компаний, которые продают одинаковую продукцию (сырье, с/х товары, ценные бумаги). На таких рынках цены и товары одинаковые. Компании стремятся создать себе надежную репутацию и политику продаж по минимально возможным ценам, привлекая к себе таким образом больше посредников и продавцов.
В конкурентной борьбе компании используют три маркетинговые стратегии:
- стратегия лидерства;
- стратегия дифференциации;
- стратегия концентрации на одном или нескольких сегментах.
Первая стратегия может иметь место за счет минимизации затрат компании. Это возможно при использовании достаточно дешевого сырья при производстве продукции. Но гарантии, что не придут новые конкуренты, нет.
Вторая стратегия может быть реализована в случаях, когда компания проводит маркетинговые исследования, является популярной на рынке и использует высококачественное сырье и материалы. При этом даже незначительное повышение цены на товары и услуги не оттолкнет покупателей.
В третьем случае компании концентрируют свою деятельность на отдельном или нескольких сегментах рынка. За счет снижения затрат на обслуживание и завоевание имиджа на конкретном рынке компания может рассчитывать на успех.