Конкурентный анализ рынка является обязательным первым шагом перед разработкой стратегии маркетинга. Правильное проведение такого анализа и оценки конкурентной среды дает возможность создания устойчивого конкурентного преимущества продукта, выбора правильных каналов коммуникации и снижения операционных рисков.
Основные правила конкурентного анализа рынка
При проведении конкурентного анализа очень важно четко понимать его цели и заранее определить границы и основных конкурентов. Основной целью конкурентного анализа является получение достаточной информации в части сильных и слабых сторон конкурентов, их стратегии, возможностях и намерениях для роста эффективности своих действий. Как правило, анализ конкурентного окружения необходим при:
- разработке маркетинговой стратегии продвижения товаров;
- составлении прогноза плана продаж;
- разработке ассортиментной, ценовой и товарной политики;
- выборе основных характеристик и свойств товара;
Методики проведения конкурентного анализа
Методика конкурентного анализа по М. Портеру является достаточно глобальной и основательной, ее рекомендуется один раз в 3-5 лет. Основными этапа модели конкурентного анализа являются:
- Оценить потенциальные возможности: достоинства и недостатки конкурентов.
- Определить будущие цели: определение основных мотивов конкурента.
- Определить текущую стратегию: какова тактика конкурента сегодня и каковы его потенциальные действия в будущем.
- Выявить мнение конкурента о собственном рыночном положении и об отрасли вообще.
- Составить прогноз действий конкурента.
Существует еще одна методика конкурентного анализа, которую необходимо проводить как минимум один раз в год. Этот анализ включает в себя несколько основных блоков:
- Описание и прогнозирование состояния конкуренции внутри отрасли;
- Построение конкурентной карты;
- Определение прямых и косвенных конкурентов;
- Проведение сравнительного анализа продукта и ассортимента в целом с конкурентами;
- Анализ ценовой, сбытовой стратегии по сравнению с конкурентами, изучение методов позиционирования и продвижения, используемых на рынке;
- Сравнение материальных, трудовых и технологических ресурсов, используемых конкурентами.
В качества вывода по результатам такого анализа является получение вывода о конкурентных преимуществах фирмы.
Способы получения информации о конкурентах
Для эффективного проведения конкурентного анализа предприятия важно собрать максимально полную информацию о ключевых рыночных игроках. Необходимую информацию можно получить в результате маркетингового исследования конкурентов с использование следующих методов:
- Опрос потребителей, который позволит собрать мнения и представления у разных целевых групп в части основных игроков на рынке.
- Мониторинг торговых точек на предмет анализ качества и условий выкладки товара, стратегии в части продвижения и ассортимента.
- Использование Интернета – анализ отзывов в сети, подробное изучение сайта компании - конкурента.
- Опрос рыночных экспертов, сбор мнения о качестве продукции конкурентов, их имиджа.
- Анализ обзоров отрасли и рынка, которые содержат данные о финансовых показателях, открытых рейтингах и основных характеристиках бизнеса конкурентов.
- Посещение тематических выставок, конференций и семинаров с целью сбора полезных контактов и данных о коммуникационной стратегии конкурентов.
Полученную информацию можно эффективно проанализировать с помощью метода сравнительного конкурентного анализа, который основан на сопоставлении параметров фирмы с аналогичными данными основных рыночных игроков.