Сущность и особенности маркетинга в издательском деле
Маркетинг в издательском деле – это комплекс видов деятельности, связанных с выявлением потребностей потенциальных читателей в литературе и их эффективным удовлетворением.
Иначе маркетинг в издательском деле принято называть издательским маркетингом. В самостоятельное направление он выделился не так давно, однако уже начал стремительно развиваться в реалиях современного рынка.
Практическим воплощением издательского маркетинга выступает маркетинговая деятельность издательств. Напомним, что книжные издательства представляют собой медиа-компании, функционирующие в сфере литературы, и специализирующиеся на распространении книгопечатной продукции. В последние годы все большую популярность среди потребителей набирают книги в электронном виде.
Наиболее важным этапом реализации маркетинговой деятельности в издательской среде считается начало производственного цикла, этап тематического планирования и его завершения, а также непосредственно период рыночной реализации выпущенной изданием продукции.
Маркетинговая деятельность книжных издательств весьма разнообразна. Обычно она включает в себя необходимость реализации следующего рода инициатив:
- исследование рынка, на котором реализуется продукция издательства;
- изучение и анализ потребительских предпочтений и поведения потребителей в условиях рынка;
- анализ форм и каналов сбыта книгоиздательской продукции;
- изучение конкурентов и конкурентной среды;
- изучение выбранной «ниши» рынка, в которой издательство имеет преимущества перед конкурентами;
- анализ и оценка рекламной деятельности;
- анализ объемов товарооборота потенциального рынка продаж и собственной продукции;
- выбор наиболее эффективных способов рыночного продвижения книгоиздательской продукции и пр.
Основополагающей целью маркетинговой деятельности в издательском деле считается обеспечение экономической эффективности реализации книжных программ. Помимо прочего она может быть нацелена на определение рыночной политики издательства, его рыночное продвижение, популяризацию бренда и пр.
В издательском деле маркетинг может опираться на разработку и практическую реализацию различного рода маркетинговых стратегий. Их базовая типологизация представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные разновидности маркетинговых стратегий в издательском деле. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из базовых видов маркетинговых стратегий, наиболее часто применяемых в издательском деле, выступает стратегия концентрированного маркетинга. Рассмотрим ее сущность и содержание более подробно.
Специфика концентрированного маркетинга в издательском деле
Концентрированный маркетинг – это маркетинг, основные усилия которого направлены на большую долю одного или нескольких субрынков вместо их сосредоточения на какой-либо небольшой доле большого рынка.
Таким образом, стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что издательство все свое внимание и усилия концентрирует на одном либо нескольких немногочисленных рыночных сегмента, предлагая литературные и иные печатные издания в расчете на удовлетворение нужд, потребностей и запросов именно этих групп потребителей. Обычно лидерство в специфическом сегменте может быть достигнуто благодаря низким затратами и ценам, уникальности издания либо посредством того и того сразу. Используя подобную стратегию издательства могут процветать благодаря тому, что будут удовлетворять спрос на узкоспециализированные издания, сбыт которых носит ограниченный характер.
Характерными предпосылками для использования маркетинговой стратегии концентрированного типа в издательском деле считаются:
- проведение тщательной рыночной сегментации;
- способность издательства выделять необходимый (наиболее перспективный) рыночный сегмент;
- способность издательской организации функционировать в пределах выбранного сегмента рынка более эффективно, нежели конкуренты, использующие стратегии дифференцированного и массового маркетинга.
В целом использование в издательском деле стратегии концентрированного маркетинга весьма привлекательно, особенно для тех издательств, которые отличаются ограниченностью ресурсов и малыми размерами. В этом случае вместо того, чтобы концентрировать усилия на небольшой доле большого рынка издательство может куда более эффективности сосредоточить усилия на большой доле одного либо нескольких сегментов рынка.
В основе использования стратегии концентрированного маркетинга в издательском деле лежит, прежде всего, выбор основного вида выпускаемого издательством продукта, который был бы интересен определенному кругу потребителей. Этот продукт или услуга, в свою очередь, должны быть способны в полной мере удовлетворить потребности выбранной издательством целевой аудитории.
Как показывает практика, использование стратегии концентрированного маркетинга в издательском деле зачастую позволяет создавать издательским организациям прочную позицию в обслуживаемых ими сегментах благодаря тому, что они лучше других рыночных игроков знают и понимают нужды этих сегментов и уже пользуются у них определённой репутацией. Кроме того, специализация деятельности издательства наряду с распределением и принятием эффективных мер по стимулированию сбыта позволяет ему достигать экономии во многих сферах своей деятельности.
Преимущества и недостатки стратегии концентрированного маркетинга издательской организации
Концентрированный маркетинг в издательском деле имеет как преимущества, так и некоторые недостатки, ограничивающие возможности его практического использования. К последним относятся, прежде всего, риск ошибочного понимания нужд потребителей узкого рыночного сегмента, высокие затраты на продвижение продукции на первых этапах, а также отсутствие гарантий дальнейшего развития, особенно при усилении конкуренции со стороны крупных игроков рынка.
К числу основных преимуществ концентрированного маркетинга относятся определённая уникальность предлагаемого рынку продукта, высокая теснота контактов с потребителями, а также гибкость производственной и маркетинговой деятельности.