Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Инструменты реализации и способы оценки социальных программ

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Инструменты реализации и способы оценки социальных программ
Инструменты реализации и способы оценки социальных программ

Базовые инструменты реализации социальных программ и их характеристика

Определение 1

Социальные программы – это прогнозно-проектные документы, содержащие в себе совокупность планов мероприятий и отдельно взятых проектов, нацеленных на решение социально-значимых проблем и поддержание необходимого качества жизни членов общества.

Определение 2

Инструменты реализации социальных программ – это те средства и способы, которыми пользуются организации для практического воплощения и исполнения утвержденных социальных программ.

На сегодняшний день в научной литературе выделяют порядка семи основных инструментов, так или иначе лежащих в основе реализации социальных программ. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их поподробнее.

Готовые работы на аналогичную тему

Инструментальная основа реализации социальных программ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Инструментальная основа реализации социальных программ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благотворительность строится на пожертвованиях, под которыми, согласно действующему в России гражданскому законодательству, понимаются дарения вещей или прав в общеполезных целях. Благотворительные пожертвования носят безвозмездный (бескорыстный) и добровольный характер. Осуществляться они могут в следующих формах:

  • бескорыстная передача имущества, включая денежные средства, в собственность;
  • бескорыстное наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами прав собственности;
  • безвозмездное либо на льготное оказание услуг, выполнение работ.

Спонсорская деятельность предполагает финансирование проведения определенного рода мероприятий. Она включает в себя необходимость обоснования целей спонсирования, результатов финансирования и составления отчетов по расходам. По большому счету спонсорская деятельность, в отличие от благотворительности, имеет возмездный характер и предполагает получение какой-либо выгоды (чаще всего репутационного характера и рекламы).

В основе добровольного вовлечения сотрудников компании в реализацию социальных программ, основанных на оказании благотворительной помощи сторонним людям и некоммерческим организациям, лежит корпоративное волонтерство. На сегодняшний день оно считается одной из наиболее распространенных форм участия бизнеса в жизни местных сообществ.

Под корпоративным спонсорством понимается оказание бизнесом содействия некоммерческим организациям посредством передачи подарков, денежных средств, временных работников и иных ресурсов, предполагающее получения взаимен измеримого маркетингового преимущества, минимум в 2-3 раза превышающего первоначальные вложения.

Корпоративные фонды выступали одной из первых форм корпоративной филантропии бизнеса. В основе их формирования лежит две модели финансирования – либо за счет ежегодных отчислений с прибыли, либо за счет сочетания отчислений с созданием постоянного капитала. Средства таких фондов направляются на благотворительные цели.

Под денежными грантами следует понимать особую форму адресной финансовой помощи, выделяемой организацией на реализацию различного рода социальных программ и проведение исследований прикладного характера. Данный инструмент предполагает оказание адресной финансовой помощи, выделяемой на конкурсной основе.

Еще одной формой финансовой помощи выступают социальные инвестиции, выделяемые с целью обеспечения реализации долгосрочных, зачастую совместных партнерских социальных программ, которые направлены на повышение уровня жизни различных слоев общества и снижение уровня социальной напряженности в регионах присутствия бизнеса.

Наконец, под социальным маркетингом понимается маркетинговая деятельность компании, приносящая пользу обществу, способствующая улучшению жизни его членов и не сулящая бизнесу прямых материальных выгод. Как показывает практика, социальный маркетинг чаще всего выступает часть глобальной стратегии бренда. Основной целью его реализации выступает повышение лояльности потенциальных клиентов посредством объединения процессов продажи товарной продукции и оказания услуг с общественно полезными проектами. Сущность социального маркетинга сводится к необходимости соблюдения и балансировки интересов трех групп участников – компании, ее клиентов и общества в целом.

Основные способы оценки социальных программ

Оценка социальных программ выступает необходимой составной частью процесса управления ими. Она предполагает необходимость оценки эффективности их реализацию.

Замечание 1

Под эффективностью социальных программ принято понимать с одной стороны их способность к достижению поставленных перед ними целей и задач, а с другой – прямой положительный эффект от их реализации.

Специфическими особенностями оценки социальных программ выступают:

  • необходимость совмещения элементов мониторинга, оценки и аудита;
  • возможность обработки результатов экспертной работы различными способами.

Для того чтобы произвести оценку социальной программы, необходимо иметь заранее разработанные индикаторы и общие стандарты оценки. Каждая социальная программа оценивается индивидуально.

Основными способами оценки социальных программ считаются:

  • проведение анализа выгод и издержек (СВА);
  • проведение анализа издержек и результативности (СЕА);
  • проведение анализа издержек и полезности (CUA);
  • проведение анализа издержек и взвешенной результативности (wCEA).

Именно этим способы оценки социальных программ получили наиболее широкое распространение в мировой практике. Рассмотрим их более подробно.

В случае использования методика СВА, основанной на анализе выгод и издержек, производится сравнение агрегированных выгод, измеряемых в денежном выражении, получаемых в результате расходования средств по конкретному направлению с одной стороны, и самих расходов – с другой стороны. Данный способ применим лишь в тех случаях, когда выгоды, характеризующие социальный эффект, могут быть измерены в стоимостном выражении.

Второй способ (СЕА) предполагает необходимость оценки соотношения издержек и результата как эффекта от проекта. При этом выгоды оцениваются не в денежных измерителях, а в физических единицах.

Методика CUA основана на сравнительном анализе издержек, измеренных в денежных единицах, с пользой для населения, полученной в результате реализации социальных проектов, выраженной в единицах полезности.

Наконец, четвертый способ оценки социальных программ связан с необходимостью расчета интегрального показателя получаемых эффектов и его сравнения с объемами затраченных ресурсов.