Понятие и сущность социального партнерства и социальной компетентности
Социальное партнерство – это основанная на сотрудничестве система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса.
Социальная компетентность – это способность и готовность бизнеса к практическому исполнению социально-значимых действий, его коммуникативная открытость и способность принимать на себя ответственность за свою деятельность перед обществом и его членами.
Социальное партнерство предполагает организацию взаимовыгодного взаимодействия между различными секторами общества и бизнеса, ориентированного на решение социальных проблем.
Социальное партнёрство, основанное на согласии, обеспечивает соблюдение баланса и реализацию важнейших социально-значимых интересов общества. Его реализация считается залогом обеспечения устойчивости развития социальных отношений. В его развитии лежит путь к построению гражданского общества.
Социальное партнерство в процессе своей реализации опирается на определенные принципы. В общем виде эти принципы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые принципы социального партнерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основой социального партнерства выступает социальная компетентность бизнеса. По большому счету она отражает уровень его транспарентности, открытости и корпоративной социальной ответственности.
Методики оценки и выбора социальных альтернатив
Важную роль в реализации социального партнерства играет правильность выбора социальных альтернатив. Под социальными альтернативами понимаются варианты реализации социально значимых проектов и инициатив.
В основе оценки и выбора социальных альтернатив лежит две группы методов – критериальные и экспертные. Первые предполагают необходимость разработки системы критериев, посредством анализа которых принимается решение о выборе той или иной социально-значимой альтернативы. Вторые сводятся к необходимости проведения качественных оценок, основанных на информации неколичественного характера с помощью привлечения специалистов- экспертов. Чаще всего они используются в условиях наличия слабо формализуемых проблемных ситуаций.
Как показывает практика для оценки и выбора социально-значимых альтернатив чаще всего используются следующие методики:
- портфельный анализ;
- «дерево решений»;
- АВС-анализ.
Портфельный анализ относится к категории матричных методов оценки социальных альтернатив. Он предполагает необходимость оценки рациональности распределения ресурсов с точки зрения их способности к достижению поставленных целей и решению назревших общественно-значимых проблем.
Дерево решений представляет собой оценочную методику, основанную на схематическом построении представления проблемы принятия решений. В этом случае сам процесс принятия решения о выборе той или иной стратегической альтернативы описывается посредством рассмотрения возможных альтернатив и последствий их выбора.
ABC-анализ основан на классификации социальных альтернатив по степени их важности. В частности, речь идет о необходимости разграничения потенциально подлежащих реализации социально-значимых альтернатив на три группы – наиболее важные, значимые и наименее важные.
Выбор того или иного способа оценки возможных альтернатив остается за компанией. При этом сам процесс играет важную роль в реализации системы социального партнерства.
Формы и инструменты социального партнерства и социальной компетентности
Социальное партнерство реализуется в рамках взаимодействия трех групп субъектов – бизнеса, государства и общества. Основными сферами их взаимодействия выступают образование, здравоохранение, культура и социальная среда.
Основными формами социального партнерства выступают координация и софинансирование, участие в реализации целевых и социально-значимых программ.
К числу основных механизмов, обеспечивающих взаимодействие бизнеса с обществом и местными властями, относятся:
- регулярное информирование;
- ведение диалога;
- выявление мнений и интересов заинтересованных сторон;
- проведение экспертных обсуждений;
- организация совместной деятельности;
- участие в мероприятиях, проводимых заинтересованными сторонами и пр.
Регулярное информирование предполагает активную коммуникационную политику бизнеса и его информационную открытость. Его основными инструментами выступают наполнение и продвижение разделов корпоративного сайта в сети Интернет, публикацию отчетов и информационных писем, проведение пресс-релизов и пр.
Диалог между бизнесом, обществом и государством основан на взаимном обмене мнениями, который реализуется посредством проведения переговоров и общественных слушаний, организации консультаций и участии в круглых столах.
Выявление интересов и мнений заинтересованных сторон позволяет определять круг наиболее значимых социальных проблем и перспектив их решения. Основными инструментами реализации данного механизма считаются социологические исследования и анализ внешней среды. В частности, речь идет о проведении анкетирования, опросов и фокус-групп, ведении и анализе интернет-блогов и иных интерактивных сервисов.
Важную роль играют экспертные обсуждения, основанные на организации рабочих групп, экспертных комитетов и консультировании.
В конечном счете, организация совместной деятельности, лежащей в основе социального партнерства, обеспечивается посредством разработки и реализации соответствующих проектов, программ, акций и мероприятий. В основе их организации и проведения лежит выработка общих позиций по существенным вопросам.
Помимо разработки мероприятий, реализуемых в рамках совместной деятельности, важную роль играет само участие бизнеса в мероприятиях, проводимых заинтересованными сторонами.
Социальная компетентность бизнеса обеспечивается посредством осознания им своей ответственности перед обществом и иными заинтересованными сторонами (как внешними, так и внутренними), планирования и реализации корпоративной социальной ответственности. Последняя свое проявление находит в сфере государственно-частного партнерства, спонсорства и благотворительности, социальных инвестициях и пр.