Сущность и особенности функциональной стратегии в территориальном маркетинге
Функциональная стратегия – это стратегия, нацеленная на деятельность определенной функциональной службы (отдела), разработанная в рамках общей стратегии хозяйственного подразделения.
В общем смысле под функциональными стратегиями сегодня принято понимать некие управленческие планы действий отдельно взятого подразделения Иначе говоря, это стратегии, определяющие направленность определенных функциональных подсистем управления компанией, реализация которых способствует достижению целей и решению задач, стоящих перед организацией в целом. Таким образом, стратегии высших уровней служат ориентиром в достижении определенных целей и устанавливают задачи, которые требуется решить, а функциональные стратегии показывают, как те или иные решения могут быть реализованы.
Функциональные стратегии нашли довольно широкое применение не только в маркетинге организаций, но и в маркетинге территорий, который, в свою очередь, имеет особую специфику. Рассмотрим их сущность более подробно.
Под функциональной стратегией территории в общем смысле следует понимать некий план действий в определенной сфере функционирования территории, реализация которых направлена на достижение главной стратегической цели ее развития. Основополагающей целью разработки и реализации функциональной стратегии территории считается изыскание эффективного поведения функциональных звеньев территориального маркетинга в рамках общей стратегии развития территории.
Отличительной особенностью функциональных стратегий территории выступает большая степень конкретизации. В них более узко определены объект анализа и область практического применения. Справедливо говорить о том, что функциональные стратегии отражают то, каким образом территория может достичь целей, перед ней стоящих. В настоящее время существует несколько основных разновидностей функциональных стратегий, наиболее активно используемых в территориальном маркетинге. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные виды функциональных стратегий территории. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждая из стратегий, разрабатываемых на функциональном уровне территориального менеджмента, имеет свою специфику и особенности. Так или иначе, любая реальная функциональная стратегия всегда состоит из двух базовых элементов:
- запланированные (намеченные к реализации) инициативы;
- незапланированные действия (адаптивные реакции на изменение внешней среды).
В сфере территориального маркетинг-менеджмента разработка функциональных стратегий производится территориальными органами власти, на плечи которых возложены обязанности по выстраиванию управления территорией согласно приписываемым им компетенциям.
Рассмотрим некоторые примеры функциональных стратегий территории более подробно.
Примеры функциональных стратегий территории и их характеристика
В качестве основных примеров функциональных стратегий территории целесообразно привести следующие:
- кадровую функциональную стратегию;
- финансовую функциональную стратегию;
- инвестиционную функциональную стратегию.
Именно они получили наиболее широкое распространение в современно практике менеджмента территорий. Рассмотрим их более подробно.
Разработка и реализация кадровой функциональной стратегии территории нацелена на рост квалификации кадрового состава территории и лиц, занимающихся ее управлением, оптимизацию организационной структуры, формирование кадрового резерва и повышение общей эффективности и результативности труда лиц, задействованных в работе муниципальных служб и исполнительных органов власти. Особую актуальность данный тип функциональной стратегии получил в условиях проводимого реформирования местного самоуправления.
Сущностным предназначением финансовой функциональной стратегии территории считается достижение таких целей, как сокращение бюджетного дефицита, рост налоговых и неналоговых поступлений в казну государства, повышение децентрализованных местных финансов в виде доходов граждан и коммерческого сектора. Она затрагивает сферу финансовых отношений, опосредованную доходно-расходными статьями и операциями.
Инвестиционная функциональная стратегия территории призвана содействовать развитию коммерческой деятельности на территории, включая сферу самозанятости населения. Ее успешная реализация в значительной степени предопределяет инвестиционную привлекательность территории, которая выступает одним из важнейших факторов ее маркетингового развития и служит весьма мощным элементом ее конкурентоспособности. Показателем успешности реализации инвестиционной функциональной стратегии территории можно считать улучшение инвестиционного климата в регионе.
В конце концов, следует понимать, что развитие территории обеспечивается за счет множества различных источников. Условно они могут быть подразделены на внешние и внутренние. Функциональные стратегии по большей части показывают, как за счет управления внутренними источниками можно укрепить потенциал развития территории. Их разработка и реализация требует взвешенного подхода, контроля и оценки.
В целом справедливо говорить о том, что каждая из описанных выше функциональных стратегия территории нацелена на решение конкретных задач и фактическое проведение соответствующих им мероприятий в определенные сроки и с использованием необходимых для этого ресурсов финансового, материального, человеческого и иного порядка.
Успешная реализация любой функциональной стратегии территории требует соблюдения определенных условий. Так, например, для разработки и реализации успешной финансовой стратегии территории требуется консультационная, методическая, организационная помощь вышестоящих органов власти в части формирования централизованных финансовых поселений. Не менее важно обеспечить приток ресурсов на территорию, необходимых для ее устойчивого развития.