Понятие и содержание государственного маркетинга
Маркетинг представляет собой вид предпринимательской деятельности, целью которой является продвижение товаров и услуг от производителя к потребителям.
Одной из сфер использования маркетинга является государственный сектор. Ключевая особенность такого маркетинга состоит в убеждении населения страны в том, что государственные программы (социальная политика, военные операции, тарификация на госуслуги и прочее) соответствуют их потребностям и запросам, а также в обеспечении соответствующего общественного мнения.
Государственный маркетинг — это комплекс усилий, которые предпринимает власть по поддержке и развитию предприятий, осуществляющих свою деятельность в данном государстве.
Специфика государственного маркетинга прослеживается при сравнении с политическим и экономическим маркетингом. Основные характеристики (субъекты, объекты, особенности реализации продукции или услуг) всех трех видом маркетинга значительно отличаются.
Субъекты государственного маркетинга:
- государственные органы;
- учреждения управления федерального уровня;
- учреждения управления регионального уровня;
- учреждения управления муниципального (местного) уровня.
Объекты государственного маркетинга:
- граждане (население страны);
- социальные группы;
- государственные организации (некоммерческие учреждения);
- коммерческие структуры.
Товаром в государственном маркетинге являются государственные услуги, социальные программы и товары. Поэтому основной целью государственной маркетинговой деятельностью считается реализация и распределение данных продуктов.
Основные черты маркетинга в государственном управлении:
- не совсем рыночный характер отношений;
- масштабность маркетинговой деятельности по сфере действия (стабильность условий, привлекательность для бизнеса, длительный период);
- активность в виде участия в конкурсах (тендеры, аукционы);
- открытость и контролируемость со стороны общества (использование PR-технологий);
- высокая зависимость рынка государственных заказчиков от законодательных актов и положений, политической конъюнктуры.
Инструменты государственного маркетинга
Целью государственного маркетинга является в первую очередь максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан в рамках выделенных для этого средств.
Государственный маркетинг должен изучать потребности и интересы населения, поэтому и используется подход, ориентированный на гражданина (клиента). Данный подход помогает обращаться к жалобам клиента, измерять его восприятие и улучшать результаты деятельности.
Основные задачи государственного маркетинга:
- анализ рынка и его структуризация;
- оценка и прогнозирование общественного спроса на продукцию и услуги;
- формирование благоприятного имиджа государства;
- повышение конкурентоспособности отечественных компаний-производителей и защита внутреннего рынка;
- содействие собственным предприятиям в процессе выхода на международные рынки;
- проведение рекламных кампаний на государственном уровне, т.е. развитие социальной рекламы.
Инструменты маркетинга в государственном управлении:
- традиционные инструменты комплекса маркетинга (инструменты товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики);
- сегментирование рынка;
- позиционирование товаров и услуг;
- маркетинговые исследования;
- оценка конкурентоспособности.
Муниципальный маркетинг в управлении муниципальным образованием
Муниципальный маркетинг – это вид деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей и запросов населения муниципального образования в тех или иных товарах или услугах на основе изучения спроса, разработки ассортиментной и ценовой политики, а также формирования спроса и стимулирования сбыта.
Требования потребителей, т.е. жителей муниципальной территории, обуславливают необходимость применения оптимальных структур управления, сочетания централизации и децентрализации.
Ключевая задача муниципального маркетинга состоит в обеспечении эффективного взаимодействия на разных уровнях управления муниципальным образованием функций планирования, контроля, организации, маркетинга и координации.
Маркетинговая деятельность любого муниципалитета строится на основе ряда принципов:
- ориентация на долгосрочный результат маркетинговой работы (особое внимание уделяется прогнозированию, разработке товаров рыночной новизны, которые приносят максимальную прибыль);
- использование в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активной адаптации к требованиям потенциальных потребителей с одновременным влиянием на них;
- достижение итогового практического результата производственно-сбытовой деятельности – эффективный сбыт продукции на рынке в запланированных объемах (завоевание определенной рыночной доли в соответствии с долговременной целью муниципального образования).
Виды муниципального маркетинга
Муниципальный маркетинг интегрирует все виды управленческой деятельности, которые основываются на определении и учете интересов и запросов общества в целом и отдельных социальных групп, на стимулировании полезных новых потребностей для общества.
Общество должно видеть, что работа органов муниципального образования способствуют появлению совокупного эффекта удовлетворения нужд, потребностей и запросов населения.
Отсюда система муниципального маркетинга включает следующие виды:
- кадровый маркетинг;
- политический маркетинг;
- маркетинг образовательных услуг;
- маркетинг здравоохранения;
- маркетинг жилищной сферы и др.
Для ведения маркетинговой деятельности муниципального образования следует создать информационно-маркетинговой центр. Он организует постоянное поступление, оценку и анализ информации, которая позволяют администрации муниципалитета принимать эффективные решения по многим проблемам, связанных с исследованием, прогнозированием и удовлетворением потребностей потребителей.