Особенности маркетинга в АПК
Агропромышленный комплекс (сокращенно – АПК) – это совокупность сфер деятельности и отраслей народного хозяйства, формирующих производственно-экономическую систему, основанную на общественном разделении труда и интеграции сельского хозяйства с промышленными отраслями.
Главным звеном АПК выступает сельское хозяйство; также в состав агропромышленного комплекса входят промышленность и обслуживающая их инфраструктура. Важнейшей задачей агропромышленного комплекса выступает производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, а также ее доведение до потребителей.
Свое место в агропромышленном комплексе нашел и маркетинг. Иначе его также принято называть аграрным маркетингом или агромаркетингом. Он включает в себя три сферы деятельности:
- маркетинг средств производства;
- маркетинг сельскохозяйственного сырья;
- маркетинг продовольственных товаров.
В первом случае речь идет о ресурсообеспечении сельского хозяйства продуктами производственно-технического назначения. Во втором случае – о реализация сельскохозяйственного сырья и сельхозпродукции, а в третьем – о ее последующей переработке и сбыте товаров продовольственного назначения посредством торговых сетей.
В сфере агропромышленного комплекса маркетинг преследует определенные цели и задачи. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Цели и задачи маркетинга в АПК. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цели и задачи маркетинговой деятельности в агропромышленном комплексе в значительной степени определяется самой спецификой сельскохозяйственного производства. Ключевыми особенностями агромаркетинга считаются: сезонность производства, несовпадение периодов производства и потребления, многообразие организационно-правовых форм хозяйствования, а также относительно более низкий уровень технического оснащения отраслей.
Так или иначе, маркетинг играет крайне важную роль в развитии самого агропромышленного комплекса и обеспечении устойчивости функционирования его звеньев. Его использование позволяет сельхозпроизводителям адекватно оценить спрос на производимую ими продукцию, прогнозировать объемы продаж, а также рационально выстраивать процесс управления производственной деятельностью с учетом специфики сельхозпроизводства.
Основы развития маркетинговой деятельности в АПК
Маркетинг в АПК имеет свою специфику. Его модели, технологии и особенности предопределяются спецификой самого агропромышленного комплекса, характеризующегося высокой степенью зависимости от общей конъюнктуры рынка и диверсифицированностью. Важность маркетинга в АПК признают все участники аграрного рынка. Именно он позволяет обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции и устойчивость функционирования предприятий в целом. Однако, так было не всегда. Маркетинг в сфере АПК развивался постепенно; продолжает он свое развитие и по сей день.
Основными предпосылками для становления агромаркетинга в нашей стране стали:
- переход экономики от директивной формы планирования на путь рыночных преобразований;
- низкоэффективное позиционирование продукции отечественных сельхозпредприятий;
- отсутствие определённой системы, позволяющей ориентироваться в рыночной ситуации.
История показывает, что развитие маркетинга в АПК сопровождалось развитием и уточнением концептуальных основ его определения. При этом в большинстве случаев в этих концептах в явной или неявной форме присутствовал принцип удовлетворения потребностей потребителя.
Российские реалии таковы, что вплоть до конца ХХ в. маркетинг не смог получить должного внимания и развития со стороны агропромышленного комплекса. Присматриваться к нему стали лишь в начале 2000-х гг. В последние годы состояние российского АПК стабилизировалось, а, следовательно, начало расти внимание к маркетингу и расширяться возможности его финансирования.
Сегодня агромаркетинг выполняет множество функций. Перечень их со временем расширяется. Условно все они могут быть классифицированы по двум критериям – объекту воздействия и содержанию. Последние являются общими, а первые – конкретными. Основными функциями маркетинга в сфере АПК выступают учет, анализ, прогнозирование, планирование, организация, управление, контроль и оценка маркетинговой деятельности агропромышленных предприятий и иных организаций данной отрасли.
Маркетинговая деятельность в сфере АПК может быть эффективной лишь в том случае, если занимаются ею все сотрудники аппарата управления, а содействие им оказывают все работники сферы производства.
Эволюция концептуальных подходов маркетинга в системе управления АПК
Систему маркетинга в АПК характеризует наличие различных потоков продукции (каналы маркетинга), множества посредников (предприятий) и разнообразных форм деловой активности (функции маркетинга). Внутри управленческих систем принимается множество решений, влияющих на ассортимент, качество и стоимость продукции агропромышленного комплекса. Сама система маркетинга при этом формируется за счет взаимосвязанных элементов, соответствующих удовлетворению потребностей предприятий, отраслей и общества в целом.
Условно развитие концептуальных подходов управления маркетингом на предприятиях АПК может быть разделено на три направления – ориентация на производство, ориентация на сбыт и ориентация на рынок. Последнее активно развивается и сегодня. Она предполагает ориентацию производства на потребности рынка и его участников, а также выстраивание эффективных и долгосрочных взаимоотношений с ними.
Развитие маркетинговых систем в агропромышленном комплексе обеспечивается следующими факторами:
- выстраивание "тянущих" производственных систем на предприятиях агропромышленного комплекса посредством ориентации производств на потребности потребителей и возможности рынка;
- создание областной маркетинговой информационной системы агропромышленного комплекса, ее внедрение на все предприятия агропромышленного комплекса;
- построение эффективной рыночной инфраструктуры, направленной ориентированной, прежде всего, на реализацию продукции организаций агропромышленного комплекса.
Всего эксперты выделяют порядка трех стадий развития маркетинговых систем в АПК. На первом этапе маркетинг отождествляли исключительно с рекламой и стимулирование сбыта. На втором этапе внимание стало уделяться обеспечению удовлетворенности покупателей. Третий этап был ознаменован учетом меняющихся потребностей и запросов при производстве и сбыте продукции, а также непрерывным обновлением и повышением ее качества. Четвертая стадия была связана с изучением имеющихся возможностей ради получения определенного рыночного положения. Наконец, на пятом этапе стало наблюдаться выполнение всех функций в сфере маркетингового анализа, планирования, организации и контроля в сфере основания рынка.