Понятие и виды емкости рынка
При организации собственного бизнеса и составлении бизнес-плана необходимо проанализировать рынок и возможные риски. Чтобы дело принесло прибыль, а стартовый капитал начал приумножаться, следует определить такой параметр как емкость рынка.
Емкость рынка – это размер рынка конкретного товара или услуги, который выражается в совокупном объеме продаж за расчетный период времени.
Также под емкостью рынка понимают общий спрос на продукцию, выраженный в покупательской способности населения. Этот экономический параметр определяет возможный потенциальный оборот продаж за конкретный временной промежуток. Измеряется в денежных (рубли, евро, доллары и др.) и натуральных величинах (штуках), а также в объеме товаров (литрах, килограммах).
Цели изучения и оценки емкости рынка:
- прогноз развития рынка;
- создание и вывод на рынок новой организации;
- разработка и внедрение нового торгового знака;
- определение новых сегментов и ниш рынка;
- выявление направлений развития рынка;
- определение стратегии развития компании.
Для анализа изменений, происходящих на рынке, обязательно нужно знать емкость рынка того или иного продукта и какую долю занимает компания на рынке. Поэтому емкость рынка – это главная характеристика любого рынка. Знание этого параметра позволяет принимать решение о целесообразности выхода на рынок, определиться с ассортиментом и ценовой политикой.
Выделяют три вида емкости рынка:
- фактическая;
- доступная;
- потенциальная.
Рисунок 1. Соотношение трех видов емкости рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под потенциальной емкостью рынка понимают его размер, который основан на максимальном уровне развития спроса на продукцию/услугу у целевой аудитории. Максимальный уровень спроса – это достижение культуры использования товара своего максимума (частое потребление и использовании продукции потребителями).
Фактическая или реальная емкость рынка основана на текущем уровне развития спроса на продукты/услуги у населения. Она определяется текущим уровнем знаний, потребления и применения продукции.
Доступная емкость рынка – это размер рынка, на который предъявляет свои права предприятие со своей продукции в сочетании с определенными характеристиками (цена, качество, канал сбыта и пр.) или уровень спроса, который компания иметь все условия и возможности для удовлетворения.
На доступную емкость рынка может предъявлять свои права предприятие, которое способная удовлетворить спрос с учетом имеющихся ресурсов и товара с определенными характеристиками.
Факторы, влияющие на емкость рынка
На емкость рынка оказывают воздействие различные факторы, которые могут и стимулировать рынок, и ослаблять его развитие, ограничивая тем самым его емкость. Эти факторы подразделяются на две группы: общего и специфического характера.
К общим факторам относят социально-экономические факторы, которые определяют емкость рынка любой продукции. Эта группа содержит:
- объем и структура товарного предложения;
- ассортимент и качество производимых товаров;
- степень насыщенности рынка;
- размеры импорта по товару или товарной группе;
- уровень соотношения цен на продукты/услуги;
- состояние торговой, сбытовой и сервисной сети;
- численность населения;
- достигнутый уровень жизни и потребностей населения;
- покупательская способность людей;
- демографические характеристики населения (пол, возраст, социальное положение);
- территориальное расположение рынков.
Состояние рынка зависит от многих процессов. Это инфляция, введение различных ограничений (эмбарго, санкции и пр.), введение новых денежных единиц, образование коммерческих и иных структур.
Специфические факторы влияют на развитие рынков отдельных товаров. Каждый рынок имеет свои факторы, которые присущи только ему. Специфичный фактор может стать определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретной продукции или услугу.
В состав специфичных факторов для конкретных рынков входят следующие:
- рынок тканей, одежды и обуви – изменение моды и тенденций, природно-климатические условия, национальные традиции и др.;
- рынок товаров длительного использования – достигнутый уровень обеспеченности населения, рост жилищного строительства, сроки морального и физического износа, рост цен на энергоносители и т.д.
Все факторы, которые определяют развитие спроса и предложения на рынке, взаимосвязаны. Изменение одних факторов вызывает изменение других. При этом одни факторы вызывают преобразования и емкости рынка, и его структуры, другие – вызывают структурные изменения рынка без изменения его емкости.
Методы определения емкости рынка
Существуют различные методики определения и расчета емкости рынка. поэтому и результаты могут отличаться.
Выделяют три метода оценки емкости рынка:
- метод оценки общей емкости рынка (оценка текущего спроса, используется при внедрении нового товара или снятия с производства устаревшей продукции);
- метод оценки территориальной емкости рынка (применяется для расчета оптимального уровня распределения товаров по разным географическим рынкам);
- метод определения емкости национального товарного рынка (собственное производство в стране –экспорт + импорт).
Различают также три базовых метода расчета емкости рынка:
- метод «снизу-вверх»;
- метод «сверху-вниз»;
- метод на основе реальных продаж.
Необходимо учитывать, что рынок состоит из сегментов, поэтому следует рассчитывать емкость каждой части рынка, сложить значения и получить общую емкость рынка.
Самым распространенным методом считается метод «снизу-вверх». Этот способ определяет емкость рынка с позиции текущего спроса. Емкость равняется сумме всех ожидаемых покупок продукции потребителями за расчетный период времени (обычно год).
Формулы расчета емкости рынка методом «снизу-вверх»:
$Е (тыс. шт.) = Ч × N$
$Е (тыс. руб.) = Ч × N × Цср$
$Е (тыс. л) = Ч × N × Vср$
Здесь:
$Е (тыс. шт., тыс. руб., тыс. л.)$ – это емкости рынка в натуральном (в шутках), в денежном (в рублях) и объемном (в литрах) выражении;
$Ч$ – численность целевой аудитории рынка;
$N$ – норма потребления товара за период;
$Цср$ – средняя стоимость единицы товара на рынке;
$Vср$ – средний объем одной упаковки товара.
По второму методу размер рынка рассчитывается на основе данных продаж на внутреннем рынке всех его участников за расчетный период (если невозможно охватить всех игроков, можно взять только крупных субъектов).
$Е = ∑ продаж \ всех \ компаний \ на \ рынке (в \ розничных \ ценах)$
Метод оценки емкости рынка от реальных продаж – это изучение продаж отдельных товарных категорий по реальным чекам покупателей. Для анализа используются только крупные сетевики, которые по соглашению предоставляют всю исчерпывающую информацию. Полученные данные можно потом экстраполировать на территорию всей страны. Данный метод эффективно применяется для оценки продаж в плане количества товаров, цен и объема.