Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкурентные силы рынка. Модель конкурентных сил

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Экономические основы маркетинга / Конкурентные силы рынка. Модель конкурентных сил
Конкурентные силы рынка. Модель конкурентных сил
Определение 1

Конкурентные силы рынка — это элементы рыночной среды, влияющие на силу конкуренции на рынке и ее характер.

Конкурентные силы – лучший инструмент регулирования рынка, потому как стоит обществу и государству минимальных затрат. Наличие конкуренции на рынке заставляет его игроков постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям, производя более качественный продукт, устанавливая более выгодную цену и используя новейшие технические решения.

Для описания конкурентных сил на рынке обычно используют модель М.Портера, которая позволяет охарактеризовать и обозначить степень влияния каждой из них.

Угроза вторжения новых игроков

Новые игроки на рынке представляют собой опасность для уже существующих: они могут привнести новейшие технологии, больше производственных мощностей, новые ресурсы, что может повлечь за собой изменения в потребительском поведении, задать новую моду, установить новые стандарты качества, возможно, недостижимые другими участниками рынка.

Помощь со студенческой работой на тему
Конкурентные силы рынка. Модель конкурентных сил

Уровень влияния таких игроков зависит от сложности входных барьеров на данный рынок, от скорости его развития и завоевания доли рынка.

Портер приводит несколько основных барьеров вхождения:

  • экономия на масштабах производства у существующих игроков (производство сразу большого количества товара при относительно недавнем вхождении на рынок сопровождается высокими рисками);
  • лояльность потребителей к конкретным маркам;
  • высокий размер требуемых вложений капитала;
  • ограничения доступа к существующим каналам сбыта:
  • государственные меры и политика (лицензии, патенты и др.);
  • тарифные ограничения (например, ограничения, используемые государством для усложнения вхождения на данный рынок иностранных компаний).

Рыночная власть покупателей

Замечание 1

Так как покупатели определяют объем потребляемого ими товара, то они являются одной из основных сил рынка. Осуществление потребителем покупки позволяет компании получить прибыль от продажи товара, а значит и новые средства на дальнейшее развитие.

Потребители могут влиять на продавцов, предъявляя высокие требования к качеству продукта, к сопровождающему его сервису, к цене.

Рыночная власть поставщиков

Поставщики влияют на конкурентоспособность фирмы, так как владеют ресурсами, необходимыми для производства конкретного товара. Качество поставляемого сырья, цены на него и выдвижение сложных для выполнения условий контракта с производителем (например, в схеме оплаты, в сроках поставок и др.) оказывают влияние на конечный производимый продукт.

Портер приводит примеры, где проявляется наибольшее влияние поставщиков:

  • Ограниченное количество компаний-поставщиков (близкая ситуация к рынку олигополии);
  • Поставляемый объем ресурсов ограничен в объеме;
  • Высокие издержки смены поставщика (компания-производитель может быть связана условиями существующего контракта);

Появление товаров-заменителей

Товары-субституты ввиду своих особенностей позволяют устанавливать потребителями верхнюю границу цен на определенные товары. Это означает, что при росте цен на ресурсы, например, снизится объем выручки у продавца, а, значит, отрицательно повлияет на него в целом. Лучший способ избежать влияния данной силы рынка – выстроить собственную сильную торговую марку: если продукт дифференцирован в сознании потребителя как более качественный или привлекательный, он не станет прибегать к приобретению товаров-субститутов.

Внутриотраслевая конкуренция

Конкуренция между игроками на конкретном рынке приводит к тому, что каждый игрок старается привлечь на свою сторону как можно большее количество потребителей, а значит такая конкуренция влияет на изменение цен на данный товар на рынке, на увеличению объемов денежных средств, выделяемых на рекламу, на улучшение качества продукта, на увеличение темпов технического и технологического развития и пр.

comments powered by HyperComments