Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкурентные силы рынка. Модель конкурентных сил

Все предметы / Маркетинг / Экономические основы маркетинга / Конкурентные силы рынка. Модель конкурентных сил
Определение 1

Конкурентные силы рынка — это элементы рыночной среды, влияющие на силу конкуренции на рынке и ее характер.

Конкурентные силы – лучший инструмент регулирования рынка, потому как стоит обществу и государству минимальных затрат. Наличие конкуренции на рынке заставляет его игроков постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям, производя более качественный продукт, устанавливая более выгодную цену и используя новейшие технические решения.

Для описания конкурентных сил на рынке обычно используют модель М.Портера, которая позволяет охарактеризовать и обозначить степень влияния каждой из них.

Угроза вторжения новых игроков

Новые игроки на рынке представляют собой опасность для уже существующих: они могут привнести новейшие технологии, больше производственных мощностей, новые ресурсы, что может повлечь за собой изменения в потребительском поведении, задать новую моду, установить новые стандарты качества, возможно, недостижимые другими участниками рынка.

Уровень влияния таких игроков зависит от сложности входных барьеров на данный рынок, от скорости его развития и завоевания доли рынка.

Портер приводит несколько основных барьеров вхождения:

  • экономия на масштабах производства у существующих игроков (производство сразу большого количества товара при относительно недавнем вхождении на рынок сопровождается высокими рисками);
  • лояльность потребителей к конкретным маркам;
  • высокий размер требуемых вложений капитала;
  • ограничения доступа к существующим каналам сбыта:
  • государственные меры и политика (лицензии, патенты и др.);
  • тарифные ограничения (например, ограничения, используемые государством для усложнения вхождения на данный рынок иностранных компаний).

Рыночная власть покупателей

Замечание 1

Так как покупатели определяют объем потребляемого ими товара, то они являются одной из основных сил рынка. Осуществление потребителем покупки позволяет компании получить прибыль от продажи товара, а значит и новые средства на дальнейшее развитие.

Готовые работы на аналогичную тему

Потребители могут влиять на продавцов, предъявляя высокие требования к качеству продукта, к сопровождающему его сервису, к цене.

Рыночная власть поставщиков

Поставщики влияют на конкурентоспособность фирмы, так как владеют ресурсами, необходимыми для производства конкретного товара. Качество поставляемого сырья, цены на него и выдвижение сложных для выполнения условий контракта с производителем (например, в схеме оплаты, в сроках поставок и др.) оказывают влияние на конечный производимый продукт.

Портер приводит примеры, где проявляется наибольшее влияние поставщиков:

  • Ограниченное количество компаний-поставщиков (близкая ситуация к рынку олигополии);
  • Поставляемый объем ресурсов ограничен в объеме;
  • Высокие издержки смены поставщика (компания-производитель может быть связана условиями существующего контракта);

Появление товаров-заменителей

Товары-субституты ввиду своих особенностей позволяют устанавливать потребителями верхнюю границу цен на определенные товары. Это означает, что при росте цен на ресурсы, например, снизится объем выручки у продавца, а, значит, отрицательно повлияет на него в целом. Лучший способ избежать влияния данной силы рынка – выстроить собственную сильную торговую марку: если продукт дифференцирован в сознании потребителя как более качественный или привлекательный, он не станет прибегать к приобретению товаров-субститутов.

Внутриотраслевая конкуренция

Конкуренция между игроками на конкретном рынке приводит к тому, что каждый игрок старается привлечь на свою сторону как можно большее количество потребителей, а значит такая конкуренция влияет на изменение цен на данный товар на рынке, на увеличению объемов денежных средств, выделяемых на рекламу, на улучшение качества продукта, на увеличение темпов технического и технологического развития и пр.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгений Олегович Макаров

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис