Понятие маркетинговых агентств и специфика их деятельности
Маркетинговое агентство – это компания, специализирующаяся на прогнозировании хода рекламной кампании и управлении ей.
В отличие от рекламных агентств, маркетинговые агентства предлагают своим клиентам более обширный спектр услуг. В основе их деятельности лежит использование консультативного подхода, позволяющего помочь клиентам в выработке их маркетинговой стратегии. Сегодня маркетинговые агентства выполняют довольно широкий перечень маркетинговых функций, включая рекламу и PR.
Основополагающей целью деятельности любого маркетингового агентства выступает привлечение клиентов, которые, как раз-таки и служат основным источником его дохода. В целях привлечения клиентов маркетинговые агентства чаще всего прибегают к проведению рыночных исследований, брендингу, рекламе и цифровому маркетингу.
Современный российский рынок маркетинговых агентств достаточно разнороден; на нем присутствует множество крупных и мелких игроков. Одни из них более диверсифицированы, другие – менее. Так или иначе, выбор достаточно широк.
Рассматривая маркетинговое агентство как форму организации бизнеса, способную приносить реальный доход, следует выделить его преимущества и недостатки. К числу основных плюсов организации маркетингового агентства принято относить:
- огромную емкость рынка (практически каждый бизнес испытывает потребность в маркетинговых решениях и далеко не все компании готовы полностью вести маркетинг самостоятельно, некоторые предпочитают передавать маркетинговые функции на аутсорсинг);
- большие чеки (хорошие маркетинговые услуги достаточно дорого ценятся).
В то же время работа маркетинговых агентств не лишена своих недостатков. Прежде всего, речь идет о высокой конкуренции в отрасли. Новым компаниям достаточно трудно выйти на рынок и занять свое место на нем. Кроме того, определенные сложности имеются и с открытием маркетинговых агентств в небольших городах; в частности, речь идет об отсутствии квалифицированных кадров. Наконец, крупные игроки, имеющие развитые сетевые структуры, занимают большую часть рынка, конкурировать с ними малым фирмам достаточно сложно.
Так или иначе, спрос на услуги маркетинговых агентств есть, и в ближайшем будущем он никуда не исчезнет. Сам по себе этот бизнес считается довольно прибыльным. Рассмотрим доходы и расходы, с которыми он связан, более подробно.
Доходы маркетинговых агентств
Под доходами маркетинговых агентств следует понимать финансовые поступления, полученные ими в результате определенной деятельности. Иначе говоря, это все то, что зарабатывает маркетинговое агентство.
Доходы маркетинговых агентств условно делятся на две категории. В общем виде они отражены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовая группировка доходов маркетинговых агентств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под категорию основных доходов маркетинговых агентств попадают доходы, полученные от основного вида деятельности, т.е. от оказания маркетинговых услуг клиентам. Это может быть разработка маркетинговой стратегии, планирование рекламной кампании, проведение маркетингового исследования рынка и пр.
Основным источником доходов маркетинговых агентств считаются гонорары, получаемые ими от клиентов, а также отчисления в виде процентов за привлеченную целевую аудиторию для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. На практике маркетинговые агентства нередко получают процентные доходы от продаж или оказания услуг.
Основные доходы рекламного агентства напрямую зависят от эффективности его работы, а также характера и степени влияния проводимых им рекламных кампаний и мероприятий на целевые аудитории и объемы продаж их клиентов.
К дополнительным доходам маркетинговых агентств относятся доходы, не связанные с основным видом их деятельности. Так, для маркетинговых агентств дополнительными источниками доходов могут выступать различного рода партнерские программы и договоры, заключаемые с представителями среднего и крупного бизнеса, которые позволяют извлекать дополнительную прибыль благодаря сотрудничеству в различных областях рекламного и маркетингового развития компании-клиента.
Расходы маркетинговых агентств
Под расходами маркетинговых агентств в общем смысле следует понимать те затраты, которые они несут в течении определённого периода времени. Как правило, эти затраты должны быть экономически оправданны и документально подтверждены. В конце концов они полностью переносят свою стоимость на оказанные рекламным агентством услуги.
Любое маркетинговое агентство в процессе своего функционирования несет определённые расходы. Они необходимы, прежде всего, для обеспечения агентства необходимыми ресурсами для выполнения им своих функций. Условно расходы маркетинговых агентств могут быть подразделены на две группы:
- постоянные;
- переменные.
Первые носят непрерывный (постоянный) характер, а их величина не зависит от объемов работ, выполняемых агентством. К данной категории расходов может быть отнесена арендная плата. Переменные расходы зависят от объемов заключенных маркетинговым агентством контрактов, сложности и специфики оказываемых им услуг. Это могут быть транспортные расходы или расходы на поддержку программ лояльности клиентов.
Чаще всего в сфере деятельности маркетинговых агентств выделяют текущие ежемесячные расходы, которые формируются за счет затрат, опосредованных арендными платежами за офисные помещения, заработной платой сотрудников, налоговыми отчислениями и расходами, связанными с обслуживанием и поддержанием техники и пополнением расходных материалов.
Механизм формирования прибыли маркетинговых агентств
Маркетинговые агентства являются коммерческими организациями, нацеленными на извлечение прибыли. В основе формирования прибыли маркетингового агентства лежит превышение доходов агентства, полученных им за определённый период времени, над расходами за аналогичный период. Чем выше доходы маркетингового агентства и ниже его расходы, тем больше его чистая прибыль.
Одной из основополагающих целей управления маркетинговым агентством выступает минимизация (оптимизация) его расходов и наращивание доходов, как от основной, так и от дополнительной деятельности.