Сущность и разновидности ценовых стратегий рыночного участия
Ценовая стратегия рыночного участия – это целостная совокупность долговременных согласованных положений, которые определяют особенности и порядок формирования рыночной отпускной цены на товары и услуги в интересах обеспечения сбыта.
Ценовые стратегии рыночного участия на функциональном уровне являются составной частью общей стратегии маркетинга и содержат в себе некий набор практических методов и правил, которых придерживается компания в процессе установления рыночных цен на свою продукцию.
Ценовые стратегии рыночного участия могут разрабатываться по различным направлениям, будь то эластичность спроса на товар, уровень ценовой и неценовой конкуренции, наличие на рынке аналогов или товаров-заменителей, соотношение уровня цен компании и ее рыночных конкурентов и т.д. Основные разновидности ценовых стратегий представлены на рисунке 1. Каждая из них имеет свои особенности.
Рисунок 1. Базовые разновидности ценовых стратегий рыночного участия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо прочего выделяют три основных вариации построения ценовых рыночных стратегий. В их основе лежит ассортиментное, конкурентное и дифференцированное ценообразование.
Система дистрибуции в маркетинге
Под дистрибуцией в маркетинге принято понимать комплексную логистическую деятельность, суть которой сводится к продвижению продукции от товаропроизводителей к конечным потребителям, организации ее распределения и продаж, а также пред и после продажного сервиса. В широком смысле дистрибуция может быть определена в качестве распределения.
По большому счету дистрибуция это один из базовых элементов, входящих в комплекс маркетинга «4Р» («place» - «место»). Как процесс дистрибуция связана с организацией распределения товарной продукции по регионам, ее доставкой конечным и промежуточным потребителям.
В настоящее время существует множество различных схем дистрибуции. Все они подлежат определённой классификации по различным основаниям. Так, в зависимости от типа распределения выделяют массовую, селективную и эксклюзивную дистрибуцию. По географическому признаку дистрибуцию подразделяют на местную (региональную), национальную и транснациональную, также выделяют дистрибуцию на географический регион.
В зависимости от задач, устанавливаемых в отношении дистрибутируемого товара, систему дистрибуции подразделяют на три вида:
- качественная дистрибуция;
- количественная дистрибуция;
- селективная дистрибуция.
По признаку взаимодействия с покупателями система дистрибуции может быть прямой и непрямой. В первом случае речь идет о непосредственной продаже товара покупателям, а во втором случае имеется в виду его перепродажа через торговых посредников.
Центральный элемент любой системы дистрибуции представлен каналами товародвижения. В общем смысле под ними понимается система всех фирм и организаций, принимающих участие в перемещении и распределении товарной продукции, берущих на себя право управления товаром и ответственность за него, а также оказывающих помощь в передаче прав собственности на продукт покупателями. Таким образом, сюда включаются все компании, через которые проходит товар с момента его производства и заканчивая моментом его реализации (продажи).
Каналы распределения и оценка их эффективности
В системе маркетинга каналы распределения представляют собой ни что иное как путь, по которому товар движется от фирмы-изготовителя к потребителю. На практике каналы распределения представлены совокупностью отдельных лиц и организаций, принимающих на себя либо помогающих передавать другим право собственности на продукт на его пути от товаропроизводителя к потребителю.
Субъекты канала распределения в системе маркетинга выполняют ряд функций, основными из которых считаются сбор и распространение информации о товародвижении; сортировка, сборка, упаковка, транспортировка и хранение товарной продукции; стимулирование сбыта, а также финансирование отдельных этапов товародвижения.
Использование различных каналов распределения приносит товаропроизводителям определённые выгоды. В частности, речь идет об экономии финансовых ресурсов на распределение продукции, ее более эффективной реализации, обеспечении широкой доступности товара и его доведении до целевых рынков сбыта, и также сокращении объемов собственных работ по распределению продукции.
Каждый канал распределения имеет определенную длину и ширину, а также характеризуется определенным количеством уровней. В общем смысле под уровнями канала распределения понимаются любые торговые посредники, отвечающие за реализацию функций товародвижения в сфере доставки товара до покупателей. Число независимых друг от друга уровней определяет длину канала распределения.
В зависимости от длины каналов распределения система дистрибуции может быть длинной и короткой, а сами каналы при этом подразделяются на два типа:
- прямые;
- косвенные.
Прямые каналы распределения состоят исключительно из товаропроизводителя и конечного потребителя. В этом случае речь идет о прямом сбыта. Косвенные же каналы распределение включают в себя одного или более торговых посредников.
От правильности выбора каналов распределения и особенностей построения системы дистрибуции товара в значительной степени зависит успех сбытовой деятельности компании-производителя в целом. Именно поэтому вопросам оценки эффективности использования каналов распределения в системе маркетинга уделяется особое внимание.
В общем смысле под эффективностью канала распределения понимается его способность решать стоящие перед ним цели и задачи. На практике в основе ее оценки лежит отношение результатов и затрат, обеспечивающих данный канал. К числу ключевых критериев, при помощи которых производится оценка эффективности каналов распределения, относятся, прежде всего, объемы сбыта и реализации товарной продукции, а также скорость товародвижения и уровень удельных издержек обращения.