Понятие, цели и задачи бренд-менеджмента
Комплекс маркетинговых техник и приемов, которые используются по отношению к бренду, товару или услуге для повышения его восприятия у целевой аудитории, называется бренд-менеджментом.
Бренд-менеджмент или управление брендами – это процесс управления брендом или торговой маркой, который включает:
- создание торговой марки;
- разработка дизайна упаковки;
- реклама и мероприятия по стимулированию сбыта.
Сущность бренд-менеджмента заключается в поиске эффективного способа добиться желаемого позиционирования бренда и продукции в сознании потребителей.
Целью управления брендами является формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений с потребителями.
Основные задачи бренд-менеджмента: разработка и строительство бренда, поддержание и сохранение бренда.
Объектом бренд-менеджмента являются отдельно взятый продукт/бренд или группа продуктов.
Маркетинг – это одна из самых значимых составляющих процесса комплексного управления брендами. Базовыми маркетинговыми элементами бренд-менеджмента являются:
- формирование идеи бренда;
- проектирование элементов комплекса маркетинга бренда;
- изучение рынка и бренда;
- бренд-трекинг или длительное маркетинговое исследование (измерение динамики ключевых показателей бренда;
- контроль изготовления товаров, объединенных одним брендом;
- управление сбытом;
- организация и проведение рекламных кампаний;
- контроль рентабельности бренда;
- маркетинг-менеджмент.
Бренд-менеджмент полностью сосредоточен на рыночным показателях, доверии и усилении восприятия бренда или группы брендов. Грамотное управление брендами способно сделать из любого продукта бренд. Главное, это разработанная эффективная бизнес-стратегия и маркетинговая стратегия. Бренд-менеджмент выполняет уже оперативную функцию продвижения бренда на рынке.
Управление брендами в маркетинге
Управление брендами в маркетинге определяется понятием брендинг. Это маркетинговая деятельность по формированию долгосрочного сотрудничества бренда и потребителя.
Брендинг в маркетинге - сложную технология, которая направлена на то, чтобы выгодно позиционировать бренд на фоне конкурентов. Управление брендами является эффективным, если потребительские свойства товара соответствуют требованиям рынка, тем самым поиск товара для потребителя становится проще.
В процессе управления брендами создает брендинговый проект, который состоит из следующих этапов:
- исследование целевой аудитории, конкурентов (преимущества и недостатки), ситуации потребления;
- поиск инсайтов;
- позиционирование;
- разработка платформы бренда;
- бренд-коммуникации;
- дизайн бренда;
- идентичность бренда;
- создание имени (нейминг).
Управление брендом начинается с его позиционирования. Это формирование в сознании потребителя четкой позиции бренда среди аналогов. Оптимальный выбор позиции принесет успех бренду. Под позицией понимается набор ассоциаций, которые появляются у потребителя при упоминании атрибутов бренда. Эффективное позиционирование возможно благодаря маркетинговым коммуникациям.
Позиционирование тесно связано с обоснованием цен для бренда. Низкая цена не является гарантией высокого спроса, а высокая цена может оттолкнуть потенциальных клиентов. Как правило, высокие цены имеют товары класса премиум, в этом случае можно наблюдать рост спроса.
Идея создания бренда может возникнуть при исследовании других брендов в этом же сегменте. Изучение конкурирующих торговых марок необходимо для успешного позиционирования, исключения дублирования и копирования, возможных ошибок.
Когда бренды уже имеют свою нишу и ценовой сегмент, собственное позиционирование, это означает, что торговая марка адекватно воспринимается потребителями. В этом случае следует формировать архитектуру бренда. По сути, это портфель брендов компании. Представляет собой матрицу, состоящую из ячеек. В этих ячейках закрепляются конкретные бренды. Определяется роль каждого бренда внутри портфеля по матрице БКГ (дойные коровы, звезды, стратегический бренд и бренд-рычаг).
Стратегии управления брендами
Стратегия бренда – это определенный план действий, который определяет варианты позиционирования торговой марки с учетом будущих запросов и желаний потребителей и стратегии конкурентов.
Стратегия брендинга является составляющей маркетинговой стратегии компании, которая в свою очередь занимает основное положение в корпоративной стратегии организации.
Выделяют шесть моделей управления отношениями между брендом и продуктом или шесть стратегий брендинга:
- товарного бренда;
- бренда товарной линии;
- ассортиментного бренда;
- зонтичного бренда (umbrella brand); стратегия исходного бренда;
- поддерживающего бренда.
Стратегия товарного бренда – это предоставление определенного имени одному товару и организация его позиционирования. Любой новый продукт получает имя бренда, которое становится его собственностью. Компания может иметь портфель брендов. В целях расширения бренда можно обновлять сам товар. Для подчеркивания важного усовершенствования своего товара, предприятия присваивают имени бренда порядковый номер.
Стратегия бренда товарной линии предполагает применение успешной концепции за счет ее расширения, но при этом сохранятся тесная связь с первоначальным товаром. В остальных случаях товарная линия выводится на рынок как одно целое с множеством дополнительных товаров, которые связаны при этом с центральной концепцией.
В рамках третьей стратегии бренды товарного ассортимента применяют одно имя и через одно рекламное сообщение занимаются продвижением ассортимента товаров, принадлежащих к одной сфере деятельности. Такие бренды объединяют все свои товары на основе принципа уникальности.
Стратегия зонтичного бренда – это когда несколько продуктов на разных рынках работают под патронажем одного бренда. Но при этом каждый товар имеет свою рекламу, каналы коммуникации и собственное общее имя.
Стратегия исходного бренда схожа с предыдущей, но отличается тем, что товары имеет свое марочное имя. Общее имя не используется.
Последняя шестая стратегия передает свое одобрение широкому многообразию товаров, которые объединены в группы в рамках товарных брендов, брендов товарной линии или ассортиментных брендов. Поддерживающий бренд выступает в роли основного поручителя.